Время экономить еду
Сюжет:
БЕЗ КОРОНАВИРУСАВсе слышали шутку про то, что случится, если китайцы начнут есть ложкой? Вариантов ответов много. Например, что они превратятся в борцов сумо. Немудрено, китайская еда заманчива и вкусна, и бывает трудно остановиться. Любой из нас, назвавший с десяток культовых блюд, будет считать себя знатоком китайской кухни, пока… не побывает в Китае. Все цветасто, пахуче и непонятно. Рог кулинарного изобилия. Особенно, если покупать с уличных лотков или забрести на рынок. Готовят из всего, что можно съесть: лапки, хвосты, уши. В моем холодильнике до сих пор болтаются свиные пятачки — в отличие от личинок шелкопряда, попробовать их я не решилась. Как-то на рынке в Уланчабе я видела в клетке трех серых котов: надеюсь, их предлагали как домашних любимцев, хотя…
При всем желании не спутаешь с кандидатами в террариум нанизанных на шпажки еще живых ящерок и скорпионов в переулке на Ванфуцзин — пекинском «Старом Арбате». Тут же — агонизирующие кузнечики и змейки, беспомощно подергивающие головами. Еще больше — зелени, овощей, орехов и невообразимых фруктов. Помножьте это разнообразие на полсотни народностей и количество регионов и поймете, что невозможно объять все.
Вы можете пересечь границу области и оказаться в другом мире. Прожив во Внутренней Монголии несколько промозглых апрельских дней, я влюбилась в местный соленый молочный чай. Да-да, соленый! А иногда со сливочным маслом! Вприкуску к нему представьте говяжьи конфеты — что-то вроде нашей «Му-му», только из настоящего мяса. От конфет я быстро отвыкла, а вот монгольский соленый чай потом искала в Пекине и Шанхае, но, увы, не нашла.
Конечно, многие «лакомства» вроде шашлыка из кузнечиков или саранчи ориентированы на туристов, и сами продавцы в жизни не притронутся к подобным изыскам. Даже шелкопряд с его креветочно-ореховым вкусом у некоторых жителей Поднебесной далеко не в почете. В отличие от заезжих лаоваев — белых людей, стремящихся попробовать все, сразу и желательно наесться диковинками впрок, китайцы довольно сдержанны в пище. Обычная еда для них — лапша, овощи, пельмени, пирожки-баоцзы на пару и, конечно же, рис. Последний настолько важен, что даже строку молитвы «Отче наш» перевели на китайский как: «Рис наш насущный, дай нам днесь». Мясо тут едят нечасто.
Китайцы вообще едят немного. Считается, что причина тому — использование куайцзы, то есть деревянных палочек. Известно, что сигнал о насыщении от желудка приходит с запозданием в пятнадцать минут. Все это время человек Запада продолжит спешно загружать свой живот. Да еще ложкой! Как следствие — его мучает избыточный вес. У китайцев все гармонично — с палочками не переешь, потому проблем с ожирением почти не бывает.
К слову, экоактивистка Грета Тунберг, выскочившая в мировую политику как чертик из табакерки и так же внезапно канувшая в Лету, как-то потребовала запретить китайцам использовать палочки, чем немало их удивила. Говорят, так она пыталась заботиться о деревьях. Ей невдомек, что сегодня в Китае палочки делают из чего угодно — пластмассы, нержавейки, фарфора и, конечно, чаще всего из бамбука. А бамбук — это не дерево, а трава.
Дэвид Коперфильд шутил над своим пиджаком: «Это не вещь, это — имидж». Так и для китайцев палочки — не только часть трехтысячелетней культуры, но особенный взгляд на жизнь. Ножи и вилки символизируют агрессию, а деревянные палочки-куайцзы — умиротворение и благоговение к природе. Так учил Конфуций. Прием пищи — ритуал, несовместимый со спешкой.
Конечно, едят китайцы и ложками-вилками. Главным образом, молодежь. Та, что красит волосы в белый цвет, любит KFC и делает операции по увеличению разреза глаз. Люди постарше, успешнее и солиднее сохраняют верность традициям и стройной фигуре.
Китайцы во все времена были рачительны, хитры и экономны. Что недоговаривает председатель Китайской Народной Республики? Неужели рог изобилия иссякает? Неужели природа-мать уже высосана «с благоговением»? Си Цзиньпин напомнил, что «существует риск голода, и расточительство людей его огорчает».
Наверняка китайский лидер что-то знает. А это уже не шутки.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции