Главное
Истории
Газировка

Газировка

Книжные клубы

Книжные клубы

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Готика в Москве

Готика в Москве

Таро в России

Таро в России

Хандра

Хандра

Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Родители усложняют себе жизнь

Сюжет: 

БЕЗ КОРОНАВИРУСА
Общество
Отношение к детям в последние десятилетия сильно изменилось. Раньше ребенок был младшим членом семьи со своими правами и обязанностями. Сегодня он — фигура особая, человек, вокруг которого вращаются интересы и потребности всех близких.

«Детей растить тяжело! Больше одного или двух — не под силу», — говорят современные родители. Сложно отрицать объективные трудности, с которыми встречаются люди. В то же время и жизненные ситуации разные, здоровье не у всех крепкое, но среди всех этих факторов нельзя не учитывать и отношение к детям.

Расскажу о своей семье. Я появился на свет в послевоенные годы, был третьим сыном. Всего нас четверо было у родителей. Жилось ли людям легко в послевоенное время? Нет. Сетовали ли родители, что нас, детей, много? Никогда. Знаю, что каждому из нас они радовались. Помню, каким для нас было праздником, когда родился младший брат — нынешний владыка Дмитрий. Мои родители хотели иметь детей. Наверное, нас было бы и еще больше, если бы не война, ранение отца и серьезные болезни мамы.

Жили скромно, родителям приходилось много работать, потому что страна восстанавливалась после тяжелейшей войны. Одежды у нас было мало: только самое необходимое. Редко могли купить что-то в дом. Питались очень просто, но не унывали. Наоборот, папа подчеркивал: «Это очень хорошо, что у меня четыре сына, в большой семье жить лучше».

Мы жили в своем доме, и участок у нас был 28 соток. На нем росли яблони, вишни, сливы, сажали картошку, огурцы, помидоры. Это нас выручало, но, пока мы были маленькими, папе с мамой приходилось самим его обрабатывать: копать, сажать, поливать и т. д. И папа говорил: «Вот подрастете, вместе все делать будем, вместе будет быстрее».

Когда мы стали постарше, то тоже принимали участие в семейном труде, но никогда мы не были чрезмерно загружены работой. Обязанности были, но не в ущерб учебе. Мы успевали делать уроки, читать и выполнять работу по дому или огороду, ходить в лес за грибами и ягодами, купаться, кататься с друзьями, как сейчас говорят, на велике и, конечно, в праздники не пропускали служб, ходили в храм. Дома мы соблюдали все посты, и мама готовила замечательные постные блюда. Она нас научила и молиться, и мы часто, несмотря на большой объем работы, видели ее молящейся.

«Труд по Богу бывает помощником добродетели; праздность есть матерь пороков», — говорил святой преподобный авва Исаия. По этой причине для правильного воспитания и развития ребенка физический труд необходим. Когда дети трудятся, они больше ценят чужие усилия, понимают усталость другого человека, учатся сопереживать.

Так было в нашей семье. Не помогать по хозяйству для нас было немыслимо. Родители трудятся, не бездельничают. Как же могли мы жить рядом с ними и ничего не делать? Пример родителей являлся лучшим средством воспитания.

Еще несколько лет назад любимым отдыхом для многих детей были поездки к дедушке и бабушке. Знаю семьи, где внуки все лето проводили в деревне с родными, а отец и мать приезжали к ним в отпуск. Такие каникулы нравились: часть дня дети проводили, помогая взрослым в саду и в огороде. Остальное время гуляли, играли, читали, купались.

Отношение к детям в последние десятилетия сильно изменилось Отношение к детям в последние десятилетия сильно изменилось / Фото: Пелагия Замятина / Вечерняя Москва

Для многих семей теперь все иначе. Ребенок занимает привилегированное положение. Его бесконечно развлекают, стремятся удивить чем-то новым, купить ему нечто: новую игрушку, техническую новинку — «не хуже, чем у одноклассника». При этом сыновья и дочери остаются несамостоятельными, не умеют себя занять: придумать или вспомнить игру, смастерить что-то из подручных предметов.

К бабушкам в деревню или на дачу и сегодня приезжают, но совсем иначе. Теперь даже взрослые дети не готовы помогать пожилым родителям. Огород в тягость. Надежды пожилых людей, что вместе с сыном и внуками они быстро перекопают участок, тают на глазах. Даже собрать ягоды и фрукты, помочь бабушке с заготовками на зиму для многих становится проблемой. При таком подходе родителей и дети понятия не имеют о том, что такое труд на земле. А я вспоминаю, летом мы с братом соберем клубнику, помоем, удалим плодоножки, а потом мама варит варенье, снимает с него ароматные пенки, намазывает на хлеб и дает нам. Вкус незабываемый.

Если же подростки физически не работают, у них возникает слишком много свободного времени. Навыка занять себя, придумать увлекательное занятие, к сожалению, у многих из них нет. По этой причине дети бродят без дела, день напролет сидят в телефоне, скучают, капризничают. Родители полагают, что развлекать детей — обязанность всех родных. Затеваются разговоры о необходимости купить и поставить на участке батуты, горки. Для семьи это новые незапланированные расходы.

Родители устают, потому что берут на себя по собственной инициативе роль «аниматоров» для детей, выдумывая для них все новые развлечения. В результате стольких трудов все недовольны: отец и мать — оттого что не хватает сил на работу и организацию развлечений для ребенка, дети — потому что родители не могут угодить их все возрастающим желаниям. Безусловно, при таком подходе и одного ребенка сложно вырастить, а больше… Но кто, если не сами родители, устраивает себе такую жизнь?

Ребенок может и должен помогать. Это на пользу и пожилым людям, которым уже необходима поддержка, и детям: для них это новые навыки. Более того, общий труд — средство общения, возможность наладить контакт между поколениями. Да и совместный отдых тогда будет больше цениться.

Сегодня родители вкладывают все усилия в образование детей, полагая, что это поможет им в будущем. Однако кто из нас может с уверенностью сказать, что им понадобится во взрослой жизни? Почему мы уверены, что практические навыки — умение посадить, прополоть, полить, собрать овощи — не пригодятся? Подчас отец и мать не осознают, что их ребенок совершенно не подготовлен к реальной жизни. Дети не умеют позаботиться о себе и представляют действительность, свою роль в ней искаженно, с эгоистических позиций.

Почему бы родителям вместе с детьми не освоить что-то новое из практических умений? Тогда ребенку некогда будет соскучиться. В любой момент он придумает, как себя занять: почитает, займется рукоделием, нарисует картину, выучит музыкальное произведение, придумает стихотворение, удивит близких новым блюдом, приготовленным самостоятельно. Возможно, тогда современным взрослым не было бы так сложно с детьми и на многодетность решалось бы больше людей?

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.