Станет ли противостояние в Карабахе российско-турецким
Сюжет:
БЕЗ КОРОНАВИРУСАПризывы России, ОБСЕ, США и Франции к немедленному прекращению огня пока не возымели действия. В Армении и Азербайджане началась мобилизация резервистов, введено военное положение. Чем опасна нынешняя ситуация? Масштаб военных действий с обеих сторон (задействованы танки, тяжелая артиллерия и авиация) явно выходит за рамки очередного локального конфликта. Последний случился сравнительно недавно, в июле текущего года, и закончился довольно быстро после дипломатического вмешательства Москвы. Однако нынешнее обострение отличается еще и повышенной активностью Турции, которая выразила готовность оказать Азербайджану всю необходимую помощь, называя Армению агрессором и оккупантом.
Президент Эрдоган в недавней речи перед Генассамблеей ООН обрушился с резкой критикой на Ереван, призвав к «скорейшему разрешению конфликта на основе территориальной целостности Азербайджана». Нагорный Карабах пока не признан никем в мире ни независимым государством, ни тем более территорией Армении. Ереван также до недавних пор воздерживался от его признания, но теперь, похоже, может дозреть до этого решения. Армянская сторона настаивает, чтобы представители Карабаха сели за стол переговоров в рамках Минской группы (РФ, США и Франция) на равных, что неприемлемо для Азербайджана.
Турция, похоже, уже помогает Баку не только словом, но и делом. По некоторым сведениям, в Азербайджан переброшены сотни боевиков из числа протурецких исламистов из Сирии, Анкара готовится отправить в зону конфликта свой спецназ, оказывает разведывательную поддержку с воздуха, а также помогает поставками вооружений. На официальном сайте Минобороны Турции сегодня изображены два солдата — турецкий и азербайджанский, символизирующие собой боевое братство перед лицом «армянской агрессии». Возможное вмешательство Анкары в конфликт сильно повышает в нем ставки для России. Вряд ли мы сможем остаться в стороне в случае прямого боестолкновения турецких и армянских армий.

Так или иначе, но карабахская проблема, даже вне зависимости от прямого участия турецких военных, уже становится предметом острых переговоров между Москвой и Анкарой. Возможно, Турция попытается использовать нынешнюю ситуацию вблизи наших южных границ для того, чтобы добиться от России неких уступок в Сирии и Ливии. Кстати, Анкара неплохо подготовилась к нынешнему конфликту, сократив практически до нуля в нынешнем году свои закупки нефти и газа в России в пользу других поставщиков.
Объективно говоря, мирный процесс, который курирует с 1992 года Минская группа ОБСЕ, давно зашел в тупик. Россия не раз успешно выступала посредником при обострениях вокруг Карабаха в обход Минской группы. Ведь именно при посредничестве Москвы было заключено в мае 1994 года бессрочное соглашение о прекращении огня.
Наша страна по-прежнему имеет рычаги влияния как на Ереван, так и на Баку. Россия не заинтересована в длительном затягивании текущего военного обострения. Но нынешняя ситуация в свете все более активного вовлечения в нее Турции становится тестом на влиятельность Москвы на постсоветском пространстве. Если удастся относительно быстро добиться прекращения огня с помощью дипломатии, то это позволит избежать опасной игры на повышение ставок с непредсказуемыми военно-политическими и экономическими последствиями.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции