Наблюдения из окна автобуса
Утро понедельника продолжается на одной из выделенных полос - как раз для общественного транспорта. Автобуса пришлось ждать 15 зябких минут. Зато потом - сплошное удовольствие: от светофора к светофору на всех парах, мимо пробки титанических размеров. Развлечения ради считаю оставленные позади автомобили и их «счастливых обладателей». Сбилась на второй сотне, когда один такой «счастливый» с чувством показал мне средний палец. Сосчитать пассажиров автобуса тоже не получилось: сбилась на шестом десятке…просто так. Вообще-то, расчет тут нехитрый: всех застопорившихся в то утро на Севастопольском можно было бы доставить до метро в трех таких автобусах за полчаса вместо полутора.
К слову о выделенных полосах… Мое личное тестирование уже прошли выделенки на Волоколамке и Ленинградском проспекте (такие же есть еще на проспектах Андропова и Вернадского, на Щелковском и Пятницком шоссе). Так вот, на Волоколамском все летает, как и на Севастопольском. На Ленинградском – чуть потеснее и помедленнее. Но есть общая черта - ряды автомобилистов, которые провожают исчезающие вдали автобусы мрачным взглядом. Как будто московские водители решили взять пробки измором и постановили сидеть до одичания.
Что поделать, автомобиль в нашей стране, как и 10-20-50 лет назад, - вещь статусная. Нехитрый способ приподнять себя на пару ступенек социальной лестницы. Сколько еще в Москве «обреченных» на пешую ходьбу и поездки в метро (которые многие автомобилисты приравнивают к прогулкам по лепрозорию). Они терпят лишения, мечтая приобрести собственный автомобиль. Чтобы совершать минимум движений, тратить максимум средств и многозначительно произносить: «Пробки, что поделать …»
Только в Москве служащий при опоздании на работу может бросить небрежное «простите, пробки…» и вместо выговора получить от начальника сочувствие. Можно подумать, что эти самые пробки извиняют все вселенское зло: от гибели Помпеи до холокоста.
Слишком многим жаль расставаться с возможностью пощеголять автостатусом. Джереми Кларксон в одной из передач Top Gear удачно пошутил на эту тему: «Я не понимаю полосы для автобусов. Почему бедные люди должны добираться до места назначения быстрее, чем я?» Другие (и нас таких большинство) просто не хотят расставаться с комфортом, который, как ни крути, дарит личный автомобиль.
Есть стойкое ощущение, что московские водители начнут пересаживаться на общественный транспорт не раньше, чем:
- автобусов/троллейбусов будет в разы больше (чтобы их не приходилось ждать по 15 минут на морозе);
-они будут в разы комфортабельнее (чтобы каждому пассажиру нашлось теплое сидячее местечко) и куда более дешевые: с этим, как и с первым пунктом, должны в 2015 году помочь электробусы;
- общественный транспорт будет гораздо быстрее: к открытию готовят 10 скоростных автобусных экспресс-маршрутов по вылетным магистралям (один такой уже действует на Ленинградском проспекте – от Белорусского вокзала до МКАД);
- маршруты автобусов и троллейбусов будут пролегать там, где это нужно горожанам, а не там, куда «просто есть возможность впихнуть выделенку»;
- на конечных станциях оборудуют адекватные по размеру и цене перехватывающие парковки (вроде той, что открылась у метро Аннино – на 1100 машин).
Пересаживаться, похоже, рано или поздно все равно придется. «Автомобиль не роскошь, а – средство передвижения» - звучит сегодня в Москве мифически. С роскошью у столичных водителей все путем. А вот с передвижением - явные проблемы.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции