Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Готов ли ты умереть за свою веру

Сюжет: 

БЕЗ КОРОНАВИРУСА
Общество
Жестокое убийство учителя в пригороде Парижа вновь заставило человечество задуматься о том, что оно может противопоставить радикализму. И не в далекой Сирии, а в самом центре европейской цивилизации. Пока, в общем, негусто: памятные шествия, публикации в СМИ, ну и посмертное награждение жертвы орденом Почетного легиона...

Был у меня разговор лет восемь назад, хорошо его помню:

— Мы готовы умереть за свою веру. А ты готов?

Я подумал, потом ответил, что готов. После некоторого удивления собеседников разговор продолжился. В этот момент я не опасался за свою жизнь, ведь я был в гостях у серьезного верующего человека и его единомышленников. Сам он носил длинную бороду, брил усы, а его три жены появлялись на улице только с закрытыми лицами. Были ли эти люди опасными? Сами они так не считали и с улыбкой рассказывали истории о том, как забытая в автобусе коробка с шуруповертом вызвала панику. А на испуг других покупателей в магазине не обращали внимания, когда заходили туда в черной одежде с закрытыми лицами. Для них это выглядело как приключение, как подтверждение своего превосходства над невежественными, пугливыми людьми.

Я хотел понять, как они мыслят, как верят, и не хотел бояться, поэтому общался с ними некоторое время. Общение закончилось, когда я нашел свои ответы, а мои собеседники, придерживающиеся радикальных взглядов, убедились, что не смогут обратить меня в ислам. Через некоторое время встречи прекратились: несколько семей уехали воевать за свою веру в Сирию. Думаю, оттуда никому из них не суждено вернуться.

Они не считали себя злодеями, хотя внутри у них было много злости. Они не считали себя опасными, хотя и поехали сражаться. Они обижались на непонимание окружающих, но игнорировали смущение и страх, которые вызывали своим видом. Они хотели, чтобы все вокруг разделили их чудесное видение мира, в котором ангелы и джинны находятся рядом с людьми, а Бог видит даже черного муравья на черном камне в безлунную ночь. Мир, в котором все понятно и на любой вопрос есть ответ в священном Коране и в историях из жизни пророка Мухаммеда. Ну а если ответа нет? Тогда нужно бороться с искушением Иблиса (сатаны) и избегать задающего вопросы или ударить его саблей по шее, как завещали знатоки веры — средневековые шейхи.

Готов ли ты умереть за свою веру Жестокое убийство учителя в пригороде Парижа / Фото: TASS / Panoramic via ZUMA Press / Federico Pestellini

Мои собеседники были людьми, которые не ценят свою личность. Значение имела только вера: она придавала смысл их жизни. И они искренне полагали, что ни на что не влияют. Только воля Аллаха: жизнь или смерть, райские кущи или адские муки — все изначально предопределено. Но можно было узнать высшую волю: если строго и вплоть до смерти исполнять указания знатоков веры, то это будет свидетельством избранности… На окружающих они смотрели так же, как на себя: личность и ее жизнь неважны — важно лишь исполнение или противление воле Бога и последующие награды или наказания. Если священная книга утверждает гостеприимство, они будут гостеприимными, если она утверждает справедливость, они будут справедливыми (так, как это понимают). Ну а если Коран говорит, что надо преследовать и убивать неверных, «где бы вы их ни находили», они исполнят и это.

Но возникает вопрос: когда нужно утверждать, что «нет принуждения в религии» и говорить о мире с христианами и иудеями, а когда идти в священный джихад? Раньше этот вопрос решал глава всей исламской общины — наместник Пророка халиф. После падения Османской империи у мусульман нет халифа, но остались толкователи, которые могут давать указания, опираясь на традиции своей богословской школы.

Самая жесткая школа — салафиты, последователей которых также называют ваххабитами. Они доминируют в Саудовской Аравии, создали ИГИЛ* и ответственны за множество терактов по всему миру. Салафиты пытались закрепиться на Северном Кавказе и создавали свои ячейки при мечетях во многих городах России. С представителями этого направления я и вел дискуссии. И хочу сказать: они проиграли. Они проиграли, когда начали избегать вопросов как искушений; они проиграли, когда не смогли в полной мере исполнить завет своих шейхов по борьбе с неверными в Сирии. Их самозванец-халиф был убит, а государство, которое они пытались создать, разгромлено.

По идее, для них это четкое свидетельство того, что «нет воли Аллаха на победу над неверными». А значит, им придется спрятать свои сабли и «терпеть унижения», вспоминая пример жизни Пророка до его ухода из Мекки в Медину и создания своего государства. Ведь проповедь Мухаммеда была мирной, пока он не мог претендовать на власть.

Что делать нам, российскому обществу и государству? Во-первых, не давать повода радикалам решить, что их время пришло и они набрали достаточно сил для открытой борьбы. И во-вторых, создать условия для развития и позитивной самореализации, чтобы мысли о полногрудых гуриях после смерти не укоренялись в юных головах.

*ИГИЛ, «Исламское государство» (ИГ) — организация признана террористической по решению Верховного суда РФ от 29.12.2014 года, запрещена на территории России.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.