Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Не всякая русофобия одинаково вредна

Сюжет: 

БЕЗ КОРОНАВИРУСА
Политика
Известный польский историк заявил о том, что русофобия ослабила Польшу. На самом деле все как раз наоборот.

В английском языке есть такое выражение «Wishful thinking». На русский язык его обычно переводят как «выдавать желаемое за действительное». Эта аналогия верна, но есть нюанс. Речь идет о том, что человек анализирует действия противоположной стороны в соответствии со своими «хотелками» и мифами о противнике, в результате чего анализ оказывается неверным, а сделанные на его основе выводы — ошибочными.

Так, например, в отечественном сегменте интернета распространяется перевод последнего интервью недавно умершего польского историка Анджея Валицкого, в котором тот критикует политику Польши. Пан Валицкий говорит об отрицании польскими властями «восточных корней» государства, а также о том, что польская русофобия серьезно вредит Варшаве: изолирует ее, лишает возможностей, ослабляет.

Российский читатель все это воспринимает с чувством внутреннего удовлетворения. Для него высказывание уважаемого историка (а Анджей Валицкий действительно был далеко не последним человеком в своем цеху) — еще одно доказательство той мысли, что русофобия чревата лишь проблемами для ее носителя. Мысль, которую россияне упорно пытаются донести до профессиональных русофобов постсоветского пространства (элит Украины, Прибалтики, Грузии), а также до собственных альтернативно одаренных граждан, топящих за санкции и приведение «немытой России» в порядок при помощи западных рук.

Не всякая русофобия одинаково вредна Государственный флаг Польши / Фото: pixabay.com

И действительно, на постсоветском и внутрироссийском пространствах русофобия принесла много горя их носителям. Грузия и Украина потеряли важнейший российский рынок (хоть опомнившийся Тбилиси его отчасти и вернул), а также увязли в локальных гражданских конфликтах. Стремясь обрести независимость от России, они попали в зависимость (если не оккупацию) других стран. Украина стала подмандатной территорией США (и американское посольство уже прямым текстом делает заявления от имени официального Киева — например, об отказе покупать российскую вакцину против коронавируса), а Грузия контролируется турецко-азербайджанским кондоминиумом. Что же касается отечественных русофобов, то следствием их взглядов стал мусорный электоральный рейтинг, означающий невозможность прийти к власти через выборы и неспособность захватить ее через улицу (поскольку русофобию россияне почему-то не любят).

Однако в случае с Польшей это правило не работает. Да, польские власти одержимы русофобией — но минусов от нее они пока не видят. Потеряла ли русофобская Польша российский рынок? Лишь ту часть его, которая пала жертвой санкционных войн между Москвой и Брюсселем. Границы между странами не закрыты, грузооборот не остановлен, и патриотичные россияне продолжают покупать польскую сантехнику, стройматериалы и другие товары. Оказалась ли Польша оккупирована из-за того, что отказалась от российского элемента в балансе сил? Нет, не оказалась.

Если же говорить о дивидендах от русофобии, то они вполне осязаемы. Эксплуатируя антироссийские настроения, Польша смогла консолидировать под крылом своего орла Украину и Прибалтику, а также претендовать на лидерские позиции в Восточной Европе. Эта «сфера влияния» повысила субъектность Польши в ЕС, а российско-европейское обострение, начавшееся после Майдана, превратило Варшаву в чуть ли не равноправного с Германией координатора политики в отношении Москвы. Наконец, отчасти благодаря русофобии вырос и укрепился польский национализм, который помогает сейчас Варшаве сопротивляться западноевропейскому культурному влиянию (это к вопросу о том, частью какой системы ценностей считает себя Польша).

Поэтому при всем уважении к памяти известного польского историка он не совсем прав. Если русофобией заниматься профессионально, то на ней можно зарабатывать.

Автор — доцент департамента массовых коммуникаций и медиабизнеса Финансового университета при правительстве РФ.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.