Зачем рубль уходит в цифру
Сюжет:
Курс рубляЦентральный банк печатает деньги, пускает их в экономику в виде долгов, организовывает их оборот и изымает, когда придет время. Денег должно быть столько, чтобы хватило всем, иначе будет дефляция (падение цен, что ударит по производителям), но при этом, чтобы не было лишних денег в обороте (так предотвращается инфляция). Главный инструмент контроля эмиссии здесь — ключевая ставка и резервные требования. Так, чтобы банк мог выдать кредит, ему нужно положить депозитные деньги на свой счет в Центробанке (под процент, установленный ЦБ в виде ключевой ставки), ибо эмиссия денег — это его исключительное право. По этой причине нет большой разницы, в какой форме будут существовать деньги (наличные, безналичные или цифровые). Главное, чтобы их выпускал регулятор.
На западе хроническая дефляция. Ставки уже упали ниже нуля процентов. Из-за резервных требований депозиты, под которые банк выдает кредиты, тоже имеют тенденцию сокращаться, раз ставка ЦБ отрицательная. Это значит, что если человек держит деньги на счету в банке, то каждый год он теряет маленькую долю своих накоплений. Поэтому становится выгодней держать сбережения под подушкой. Чтобы такого не было, ибо деньги под подушкой не участвуют в экономике, международные финансовые организации и монетарные власти западных стран всерьез обсуждают организацию параллельного оборота наличных и цифровых денег: как только вы внесете наличные деньги на свой счет в банке — заплатите комиссию в размере отрицательной ставки по депозиту. Теоретически это то, что нас всех ждет, если мы и дальше будем бороться с падением цен (вызванным сокращением спроса) не через решение конкретных проблем реальной экономики, а монетарными методами (при помощи эмиссии денег).
Но это то, что может произойти в перспективе. В наши дни пока существуют лишь традиционные электронные деньги, которыми мы расплачиваемся, прикладывая банковскую карту. Цифровые деньги, как и виртуальные, — это тоже электронные деньги. Однако виртуальные деньги, включая и криптовалюты, не привязаны к деньгам, которые выпускаются властями. Их может создать кто угодно, однако они не будут законным платежным средством, которое на самом деле всего одно — нацвалюта. Цифровые рубли — это деньги, природа которых адаптирована к современным цифровым технологиям, как и природа виртуальных. Но первые, в отличие от вторых, являются формой существующего законного платежного средства — российского рубля. Благодаря этому власти решают две проблемы сразу: существующие финансовые технологии получат распространение; адаптация рубля к цифре позволит убрать административные барьеры для дальнейшего развития и внедрения современных технологий.
В то время как для простых граждан ничего не поменяется, не считая снижения стоимости транзакций и доступности цифровых денег повсеместно (даже без доступа к Сети), для банковской и финансовой среды ситуация выглядит по-другому. По сути, цифровой рубль — это возможность для Банка России контролировать оборот денег напрямую, минуя коммерческие банки и другие финансовые организации. Это позволит лучше выявлять незаконную деятельность, обеспечить финансовую безопасность и вообще максимизировать прозрачность. Наконец, цифровой рубль повысит эффективность денежно-кредитной (монетарной) политики.
Если деньги сравнить с водой, то банковская система — это водопровод. Она есть канал распространения монетарной политики. Отсюда следует, что если цифровой рубль благодаря современным платформам можно будет переводить друг другу фактически в режиме реального времени, минуя систему переводов банков, то последние лишь станут учреждениями, где можно будет оцифровать свои наличные рубли или же снять со своего электронного кошелька с цифровыми рублями бумажные купюры. Так, в отличие от различных денежных суррогатов типа биткоина, доступных лишь знатокам и инвесторам, цифровой рубль вберет в себя все преимущества виртуальных денег. Это будет рубль, являющийся и денежным средством, и системой переводов одновременно, однако остающийся при этом старым добрым рублем, который можно будет снять в банкомате и подержать в руках.
Автор — научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции