У наших детей другой мозг

Образование
Образование XXI века — это новый мир, в который мы все попали. Нравится нам это или нет — другой вопрос. Менялось все всегда, но сейчас скорость изменений гигантская. Современные дети совершенно другие, они уже очень сильно отличаются от нас.

Дети, родившиеся в технологическую эпоху, имеют другой мозг, другие сети, для них требуются другие условия. Детей необходимо учить метанавыкам, чтобы они были готовы к этим изменениям. Онлайн-образование дает понимание, а не запоминание. Мы же не хотим, чтобы выросли дети, которые будут похожи на поисковую систему со всеми ответами.

Современное дистанционное образование также должно давать детям способность учиться и противостоять стрессам. Сейчас школьники растут в мире, где получение оценки ниже пятерки — это горе. И в этом виноваты как учителя, так и родители. Так быть не должно. Вы когда-нибудь видели человека, который бы никогда в жизни не терпел провалов, у которого не было бы неудач? Такого человека просто нет. И получение низкой оценки вовсе не горе. Ребенок должен знать, что, если сегодня он получил двойку, это не значит, что завтра у него нет возможности получить Нобелевскую премию. Кроме того, онлайн-образование должно формировать способность жить в цифровом мире. Например, я своих студентов этому обязательно учу. Я говорю им, на каких сайтах, в каких источниках по моему предмету можно найти действительно достоверную информацию.

У наших детей другой мозгСовременные дети совершенно другие, они уже очень сильно отличаются от нас / Фото: Анна Быкова

Но умея жить в цифровом мире, нужно уметь оставаться человеком. Поэтому я предлагаю притормозить и тем, кто учит детей, и тем, кто обучает педагогов. Нам надо договориться о том, каким образом не потерять основополагающие представления о реальности и контроль над нею, базовые этические нормы, ценности и смыслы. Потому что все это не украшение мира, а то, что обеспечивает нам жизнь на этой планете. И нужно отнестись к личному общению и воспитанию с огромной ответственностью, это важнейшая вещь! Ведь всю остальную информацию и навыки дети смогут получать сами. Ничто не сможет заменить человеческое общение, и мы сделаем огромную ошибку, если упустим этот момент.

Также не стоит забывать и об индивидуальности каждого ребенка. В рамках одного класса разница в скорости усвоения материала у учеников может быть в десять раз. Это не значит, что одни глупые, другие умные. Это просто разные скорости. Поэтому индивидуальные особенности очень важны, их надо сейчас изучать и учитывать. Дети не должны оставаться без внимания.

Добавлю, что когда началось дистанционное образование, сразу посыпались многочисленные жалобы от родителей на то, сколько времени дети проводят за компьютером. По нормативам на уроках за компьютером ребенок должен проводить ограниченное время. Но остальное время после онлайн-уроков он где будет проводить? Думаете, на лужайке? Он будет сидеть в соцсетях, и что вы с этим сделаете? Сейчас очень много сказок и дезинформации вокруг этого всего, которые пугают. Надежной информации о том, что вредно, что полезно и в каких дозах, сейчас нет, потому что у нас пока просто отсутствует такой опыт.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Google newsYandex newsYandex dzen