Куда уж ниже: первые итоги французской дистанционки
Сюжет:
Ситуация с коронавирусомПервую ласточку последствий дистанционного обучения школьников только что «словило» Министерство образования Франции, опубликовав результаты тестирования уровня учащихся, проведенного в начале этого учебного года, и сравнив их с итогами аналогичного тестирования, осуществленного до перехода на дистaнционный формат. Напомню, что Франция отправила своих учащихся по домам с марта 2020-го и до самых летних каникул, позволив им вернуться из виртуальности в реальность только 1 сентября. После обработки данных, когда пришло время считать по осени цыплят, обнаружилось, что все цыплята хиловаты, но уровень начальной школы вызывает откровенный испуг и совсем не шуточную тревогу.
Именно ученики двух начальных классов (6–7 лет), перед самым карантином выдававшие нормальные или прекрасные результаты, фактически деградировали до уровня дошкольной подготовки, с которым пришли в первый раз в первый класс. Иными словами, за полгода дистанционного эксперимента эти дети потеряли почти все навыки и знания, полученные в доизоляционный период. Так сказать, в эпоху «доковидистического материализма», когда наставники имели возможность вести уроки лицом к лицу, без соблюдения социальных дистанций — мимикой, голосом, руками и даже (не дай Бог!) нервными криками с грубыми затычинами. А дети делились бедой, едой и информацией, сбившись в чрезмерно социализированные и санитарно-непригодные кучи и кучки.
Здесь стоит напомнить, что именно два первых класса считаются основным переходным этапом в школьном развитии после дошкольной подготовки: в этот период формируются все основные для дальнейшего обучения навыки. Как то: связная речь, чтение, письмо, счет, социализация в коллективе.
Самыми сильными «повреждениями» отмечены чтение и письмо. Отчет министерства образования уточняет, что эти две дисциплины особенно пострадали в «трудных кварталах», где дистанционное обучение практически «аннулировало все накопленные до него достижения учащихся». Это неожиданное открытие подразумевает, что в тех самых кварталах детей на дистанционном обучении меньше контролировали родители или совсем с ними не занимались, полностью делегировав функции пояснения и контроля планшетам.
Как бы там ни было, факт остается фактом: знания благополучно переведенных в следующий класс школьников далеко не всегда соответствуют предусмотренным для этого уровня программам. Которые, как вы понимаете, никто не изменял.
Cледует отметить, что тестирование прошли не только школьники начальных классов, но и все остальные, оказавшиеся в несколько лучшем положении, но тоже снизившие свои показатели, особенно по точным дисциплинам: учителя математики многих колледжей и лицеев запросили разрешение у министерства на «облегчение изучаемого материала» и получили в ответ категоричное заверение министра, что такой вопрос пока не рассматривается.
Здесь самое время вспомнить, что уровень школьного образования во Франции беспрерывно и неуклонно снижался еще с середины 1960-х, а после мaя 1968 года его падение спокойно можно назвать нeумолимым и стремительным. Сегодня ни для кого не новость, что разница в степени сложности между современными школьными программами и программами полувековой давности составляет два года или больше: то, что сегодня преподают в седьмом, когда-то преподавали в пятом. А может, и в четвертом...
Любое новое «облегчение» в буквальном смысле можно рассматривать уже в жанре анекдотов. Что, кстати, подтверждают сетевые форумы, где последние достижения дистанционного образования комментируются в едином регистре: «Вы собираетесь спускаться еще ниже?! Вы так до нефти докопаетесь! И принесете наконец пользу государству!»
Здесь могла бы быть наша реклама: «Пересядь с нефтяной иглы на дистанционное обучение!» Всего-то — посмеяться и разойтись, но отчего-то не по сезону вдруг вспоминаются первые ласточки, вслед за которыми стаями летят остальные. Иногда это грустно. Потому что совсем не весна.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции