«Жить не по лжи» стало веселее
Сюжет:
БЕЗ КОРОНАВИРУСАРазочарованный пассивностью и нежеланием «глубинного народа» бороться за свои гражданские права писатель обнародовал «Программу нравственной революции», основанную на тезисах написанного ранее и широко разошедшегося в самиздате эссе-манифеста «Жить не по лжи». Самое удивительное, что то, к чему призывал писатель в середине семидесятых годов, свершилось в начале девяностых.
Через семнадцать лет после призыва к «нравственной революции» СССР рухнул. Общество одномоментно восстало против лжи развитого социализма, хотя и не совсем так, как предлагал писатель. Выстраданный и глубоко прочувствованный личностный отказ от лжи был заменен истеричным массовым действом. Победа над коммунистической ложью обернулась (по Бахтину) гаргантюанской карнавализацией.
Выгодоприобретатели (бесплатное образование, здравоохранение, отсутствие безработицы, пенсионное обеспечение и т. д.) и, стало быть, соучастники советской «лжи», к коим можно было отнести подавляющее большинство населения СССР, предпочли не «выдавливать из себя раба», как советовал Чехов, а уничтожить государство, якобы вынуждавшее их жить по лжи. Не победив в себе «раба», обобщенный советский человек отважно шагнул в новую жизнь, чтобы жить в ней с чистого листа и «не по лжи».
В прежние годы он ходил на партсобрания, тупел, изучая диалектический материализм, исправно голосовал за кандидатов блока коммунистов и беспартийных. Прошло тридцать лет. Он смотрит по телевизору новый, преобразившийся в политические ток-шоу «Ленинский университет миллионов», голосует за кандидатов иных, но столь же «нерушимых» блоков.
Перефразируя Сталина, можно продолжить: жить не по лжи сегодня стало лучше, стало веселее. Солженицын, выбираясь «из-под глыб» коммунистической лжи, сочинял гневные письма «кремлевским вождям», то есть видел в них первоисточник зла. Сегодня разглядеть его невозможно.
Ложь из марксистско-ленинских «глыб» превратилась в воздух, которым дышит цифровое, погруженное в интернет всемирное общество. Призыв жить не по лжи кажется наивным. Понятие «ложь» утратило смыслообразующие признаки, превратилось в инструмент управления обществом. Растворившись в цифровой реальности, ложь сделалась неуязвимой. Информационные технологии способны с легкостью объявить лжецом самого честного и праведного человека, а отпетого негодяя и убийцу превратить в праведника. Жизнь не по лжи сегодня означает всего лишь замену одной лжи на другую, более соответствующую текущему моменту. Для этого любое важное событие в информационной среде подается одновременно в двух измерениях — как факт и как его отрицание.
В свое время Солженицын страстно штурмовал одну из башен всемирной лжи — коммунистическую, враждебную, по его мнению, свободе и демократии. Другую — капиталистическую, как принято считать, в большей степени приверженную свободе, демократии и парламентаризму (к ней апеллировал писатель) — точно описал обер-прокурор Святейшего синода Константин Победоносцев в работе «Великая ложь нашего времени». И она воистину оказалась великой, если (в том числе и с помощью Солженицына) смогла одолеть противостоящий ей СССР с его танками и ядерными ракетами. Не оружием, а, перефразируя Библию, ложью ложь поправ. Не по лжи в нашем мире прожил свою короткую жизнь Иисус Христос. Увы, сегодня его пример вдохновляет немногих.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции