Неразгаданный Николай Носов

Литература
В конце ноября 1908 года родился Николай Носов, автор переведенных на шестьдесят восемь языков произведений — «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне», многих других повестей и рассказов. Он до сих пор остается одним из самых читаемых и неразгаданных советских детских писателей.

Детская литература в СССР была государственным делом. Миллионные тиражи, русская и мировая классика, сотни талантливых авторов и неравнодушных к своему делу редакторов формировали, регулировали и удовлетворяли читательские запросы подрастающих поколений. Повесть Носова «Витя Малеев в школе и дома», к примеру, впервые была опубликована в главном «взрослом» журнале страны — «Новом мире» в 1951 году, а спустя год удостоена Сталинской премии по литературе.

Советская детская литература жила пафосом «альтернативной реальности», где добро неизменно побеждало зло, взрослые (за редким исключением) оказывались мудрыми защитниками и наставниками, смелость и отвага были нормой жизни, конечному торжеству справедливости не могли помешать никакие временные трудности. Это была литература социального государства, где бабушки и дедушки получали пенсии, мамы и папы работали, все бесплатно учились и лечились, отдыхали в санаториях и пионерских лагерях, а книги стоили копейки. Лучшие произведения таких авторов, как Николай Носов, Лев Кассиль, Лазарь Лагин, Валентина Осеева, Леонид Пантелеев, оказывались в точно рассчитанном резонансе с искренним детским восприятием жизни.

Носов пришел в литературу из документального кино. Он был непубличным, закрытым человеком. Возможно, на это повлияла его прежняя профессия — он снимал обучающие фильмы о советской военной технике, за что в годы войны был награжден боевым орденом Красной Звезды.

Неразгаданный Николай НосовНезнайка — любимый герой Николая Носова / Фото: Youtube.com

Любовь к знаниям, техническим новинкам отразилась и в произведениях писателя. Знайка, Самоделкин, Сиропчик, Тюбик, Пилюлькин, Авоська, прочие «веселые человечки» непрерывно что-то придумывают и изобретают, учатся новому. Они — живое воплощение существовавшей в то время системности, делавшей наше образование уникальным, а советских школьников — самыми знающими и толковыми ребятами в мире. Да, детская литература была идеологизирована, но в ней присутствовали неукротимый дух поиска, жажда знаний, стремление к справедливости, желание сделать мир лучше. Носов насытил дух мечты и поиска глубоким философским содержанием.

В сюжетные и психологические коллизии произведений о «веселых человечках» он вмонтировал вечные вопросы человеческого бытия, утвердил (по Бахтину) свой собственный литературный хронотоп времени и пространства. Незнайка, подобно Гулливеру Джонатана Свифта, прошел сквозь разные модели социального устройства общества. Каждая из них была изучена пытливым путешественником с точки зрения пригодности для жизни. Лунный капитализм показался юному герою слишком несправедливым и жестоким. Коммунизм в Солнечном городе — излишне хрупким и не вполне совместимым с повседневными привычками «веселых человечков».

Наиболее комфортным и соответствующим представлениям Незнайки о том, как следует жить, оказался земной, социалистический Цветочный город, откуда он отправился в новые края и куда ему очень хотелось вернуться. Николай Носов как будто передал зашифрованное послание будущим поколениям: не ищите от добра добра (особенно на Луне), цените, сохраняйте и совершенствуйте то, что у вас есть. Но писателя не услышали.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Google newsYandex newsYandex dzen