Что посмотреть: наши лучшие фильмы 2020 года
Между тем год был для нашего кино весьма показательный, если не знаковый: событий он вместил много и даже создал ощущение, что наконец-то появилась пусть зыбкая, но все же почва для создания фундамента крупномасштабной индустрии. Напомню, что в 2020-м произошло несколько новых, причем исключительно женских назначений: министром культуры стала Ольга Любимова, департамент кинематографии Минкульта возглавила Светлана Максимченко, а Роскино — Евгения Маркова.
Вряд ли это повлияло на процесс принципиально, но успехи были, факт! Во-первых, наши киноработы оценили за рубежом. Воистину нет пророка в своем отечестве! Теперь цель, которую ставят перед собой кинопроизводители, — за несколько лет войти в топ-5 поставщиков аудиовизуального контента в мире. Невозможно? Но вспомним успех «Эпидемии», взявшей бронзу в мировом топе крупнейшей киноплатформы. Сериал этот еще и лестно оценил сам Стивен Кинг.
Бал же в этом году правили сериалы. Летом — «Чики». Победу в пяти номинациях премии Ассоциации кинопродюсеров взял «Шторм», а лучшим проектом года многие кинокритики назвали «Перевал Дятлова». Пандемия всех разогнала по домам, а потому набрали мощь онлайн-кинотеатры. В первом полугодии, по данным Telecom Daily, выручка платформ выросла на 56 процентов. Многие из них создают свой оригинальный контент, преимущественно сериалы, и показывают их на эксклюзивных правах. Работают они и с телеканалами: когда почти параллельно или с небольшим разрывом во времени фильмы выходят и в эфире, и в Сети.
Так возник феномен: некоторые премьеры сначала устраивали в интернете, а уже потом — на больших экранах, ведь кинотеатры долго были закрыты. К слову, Ассоциация владельцев кинотеатров добивалась поддержки, и она ее получит: Минкульту на помощь киноотрасли выделили 4,2 миллиарда рублей, которые разделят пополам между теми, кто показывает кино, и теми, кто делает его.
А еще наши фильмы доказали, что способны зарабатывать: «Холоп» собрал в прокате более трех миллиардов рублей, а «Лед-2» — более полутора. Феноменально востребованный фильм, сделавший кассу без звездного состава, — «Непосредственно Каха!»: сборы — более полумиллиарда. Хорошо от этого и от завоеванных наград: «Дорогие товарищи!» взяли спецприз жюри на Венецианском кинофестивале; «Дау. Наташа» — «Серебряного медведя»... Так что главный итог года в том, что наше кино погибать не собирается. Теперь это очевидно.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции