«Трудные дни» наступают: Россия и США в поисках дна
Это стало ответом на заявление помощника президента США Джейка Салливана о наступлении «трудных дней» у Москвы и Вашингтона из-за наличия множества разногласий между ними. Есть ли хоть какие-то перспективы у российско-американских отношений?
В ответ на оскорбления российского президента Джо Байденом в одном недавнем интервью Москва отозвала посла в Вашингтоне Анатолия Антонова для консультаций. Сколько продлятся эти «консультации», пока неизвестно. Обычно такой дипломатический жест применяют тогда, когда хотят показать, что двусторонние отношения в кризисе и следующим этапом их деградации может стать понижение уровня диппредставительства или даже разрыв дипотношений. Сам президент Владимир Путин не стал опускаться до ответных резких заявлений в адрес Байдена.
«Ястребиную» линию со стороны России призван воплощать в жизнь, скорее, Николай Патрушев, контакты которого с визави Джейком Салливаном носят, судя по всему, регулярный характер. В том числе по этому каналу происходит обмен не только угрозами, но и мнениями о том, на каких направлениях риски конфронтации можно снизить. Таких направлений сегодня немного. Обычно говорят, что Россия и Америка могли бы сотрудничать в области космоса, в борьбе с изменениями климата, с терроризмом. В то же время, скажем, борьба с терроризмом на серьезном совместном уровне невозможна без определенного уровня взаимного доверия, а оно ныне отсутствует. Что касается космоса, то вскоре США смогут обходиться без российских ракет, выводящих спутники и пилотируемые корабли на орбиту и к МКС, — на фоне успехов частных корпораций по созданию соответствующих аппаратов.
На своей первой пресс-конференции Байден обошелся без новых нападок на Россию и лично Путина, что по нынешним временам можно считать положительным моментом. В то же время вопрос о новых санкциях в отношении нашей страны пока подвешен в воздухе. Вашингтон обещал ввести их до конца марта в ответ на попытки «влияния» (такой термин употреблен в вышедшем недавно докладе разведки США) Москвы на исход президентских выборов 2020 года.
Никуда не делось и давление на Кремль в связи с «делом Навального». Санкционный арсенал при этом у Байдена весьма богатый, но все же не безграничный, а эффект от новых ограничений становится все меньшим, поскольку российская экономика уже во многом адаптировалась к функционированию в таких условиях. Ну а «дно» двусторонних отношений мы будем искать еще долго. Примерно до 2030-х годов.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции