Православие и мясо: можно ли есть заменители в пост
По статистике, за первую неделю Великого поста продажи альтернативного мяса выросли на 1000 процентов. В ход пошли пикантные веганские сосиски, колбасы и всевозможные заменители привычной скоромной еды.
И хоть своей увлеченностью православием я похвастаться не могу, но точно так же не могу молчать, когда церковь не комментирует столь возмутительную статистику. Очевидно, что религиозные организации не всегда быстро дают ответы на вызовы современности. Такая тенденция отмечается не только в России, но и повсеместно. Вместе с тем тут мы имеем дело не с научными открытиями, опровергающими религиозные постулаты, а с социально-экономическим явлением. Не было «веганского мяса» без веганов, запрос на него появился вместе с ними, а теперь он наблюдается и у христиан. Особенно в те дни, когда предписано от скоромной пищи отказываться.
Однажды на православном портале я встретил статью о намерениях. К слову, понятие это далеко не чуждо и другим авраамическим религиям. Так вот, в той статье митрополит задавался вопросом: а ради чего мы держим пост? И находил простой ответ: ради любви к Богу. Дабы оправдать его слова, необходимо слегка отвлечься от светских представлений об ограничении потребления.
Пост — это не диета. Его главная задача — далеко не физическое очищение. В религиозных смыслах это именно духовная процедура. Человек должен осознанно отказаться от удовольствий. Нет, не ради страданий. Он должен проявить воздержание, чтобы научиться хранить заповедь. То есть мотивация поститься произрастает не из общественных стереотипов, а из религиозных убеждений.
Что такое еда, продающаяся под этикеткой альтернативного мяса? С одной стороны, к скоромной пище она де-факто и де-юре не относится, что позволяет нам на первый взгляд оправдать такие поступки. С другой стороны, мы говорим не о мирских делах, а значит, такие категории, как де-факто и де-юре, имеют небольшую значимость.
Вкушая альтернативное мясо, думаем ли мы при этом о скоромной еде? Да, ведь покупаем мы именно продукт, который связываем с мясом не физически, а эмоционально. И таким образом, уже не работает религиозная логика: пост — это про намерение стать чище духовно, употребление альтернативного мяса — это попытка найти легальный обход правил. То есть у нас возникают две совершенно разные, логически друг другу противоречащие ситуации: мы приняли решение воздержаться и вместе с тем потакаем собственным желаниям, ищем попытку заменить эмоции от употребления настоящего мяса.
Впрочем, не только православные христиане пытаются найти лазейку в собственной вере. Вспомним, например, никах-уль-мут’а — временный брак или «брак на час», который допускается в некоторых исламских течениях. Это союз женщины и мужчины, который заключается ради телесных утех. В отдельных европейских странах одно время даже процветал такой бизнес: состоятельные мусульмане приезжали с Ближнего Востока, заключали никах-уль-мут’а, не испытывая при этом никаких мук совести. Они думали, будто бы с помощью таких браков можно обойти все конфессиональные ограничения, наложенные на половую жизнь, а на самом деле никах-уль-мут’а — просто порождение похоти.
Но не хочется опережать события. Так грешно ли в пост потреблять альтернативное мясо? Ответ пока неоднозначен, поскольку существует бесконечное количество интерпретаций, а позиции церкви в этом вопросе нет.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции