Главное
Карта городских событий
Смотреть карту

Группа «Кино» и пустота: возможен ли концерт без Виктора Цоя

Развлечения
В Сети стал доступен для прослушивания и просмотра закрытый концерт воссоединившейся спустя 30 лет группы «Кино», которая скоро отправится в гастрольный тур по России.

Живую музыку играют Юрий Каспарян и Дмитрий Кежватов, Игорь Тихомиров и Александр Титов, Олег Шунцов. Вокал — Виктора Цоя, его голос отреставрирован, использованы оригинальные записи. Конечно, фанаты культовой группы ликуют, ведь современные технологии, энтузиазм музыкантов и людей, работавших со звездой, а также тех, кто поддержал краудфандинговый проект по созданию аудио и видео с закрытого концерта, доказали — «Цой жив!» Вот только...

Сцена как лупа. Она направляет на человека, который осмеливается выйти туда, свет, настраивает под него звук, концентрирует на нем все внимание зрителей. А теперь представьте концертную сцену, в центре которой — пустота, зависшая над стойкой с микрофоном. А из колонок звучит голос, который не спутаешь ни с одним другим, — поет Виктор Цой, чье сердце требовало перемен и места для шага вперед, напоминая, что все не так уж плохо на сегодняшний день, если есть хотя бы самая малость.

Наверное, было что-то в том времени, что в СССР в 1962 году появился, а в 28 лет погиб Виктор Цой, а в США в 1967 году родился и в 27 лет умер Курт Кобейн. Но это совсем другая история. Хотя факт остается фактом — голос есть, а человека нет. И от этого тяжело на душе. Живая музыка словно занимается спиритизмом, обволакивая и поддерживая вокал без вокалиста. И эта энергия передается в зрительный зал.

Группа «Кино» и пустота: возможен ли концерт без Виктора Цоя Виктор Цой / Кадр из фильма «Игла»

Посмотрите на лица. Люди радуются, ведь музыканты действительно здорово и очень энергично играют. Знакомые мелодии тут же подхватывают сотни голосов. Но грусть из глаз не исчезает. Как иначе, когда на экране архивные кадры, в колонках — звучащие стихи, а в центре — пустота? Мне кажется, пока слушаешь старые альбомы да смотришь записи, отсутствие человека менее ощутимо, чем когда он не пришел на концерт.

И правда, до чего только сейчас техника не дошла — черно-белые картины красят, делая цветными, пленку чистят и восстанавливают, превращая в цифру, играют концерты, обрамляя записанный голос, даже создают голограммы, олицетворяющие людей. Но за всем этим что-то неуловимо исчезает, теряется. Ныне люди могут отказаться смотреть фильм просто потому, что изображение или звук недостаточно качественный или спецэффекты не те. Вот только разве не важно то, что когда произведение искусства создавалось, оно было сделано именно в той форме и так, как дошло до нас? Ведь античные вазы, найденные во время археологических раскопок, не воспроизводят в современном виде, а берегут их трещинки и структуру. Может, к творчеству стоит относиться столь же трепетно?

Но, возвращаясь к концерту группы «Кино»: безусловно, он создан с огромной любовью и уважением к солисту, мастерски и качественно. Я восприняла его как поклон и дань памяти. Однако многие зрители могут с этим не согласиться, испытав иные эмоции.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Подкасты