Через 80 лет снег в Москве может исчезнуть
За последние 30 лет в столице потеплело на три с половиной градуса, и это уже заметно. В январе у нас в среднем минус пять–семь градусов, а при ожидаемом потеплении температура станет стабильно плюсовой. Плюс три–пять градусов в декабре, представьте. Это как парижская зима.
Конечно, Россия — большая страна. У нас есть Якутия, где зимой минус 40–50 градусов, там вообще будет незаметным потепление на десять градусов. А вот на Урале, где обычно 20-градусный мороз, потепление будет ощущаться, зима станет мягче. В регионах Сибири температура отличается от средней московской. Там резко континентальный климат и разница между летом и зимой составляет почти 60 градусов. А в Москве температурный размах всего 25 градусов.
Нужно понимать, что отсутствие зимы — это не просто про погоду. Это в первую очередь отразится на сельском хозяйстве. Нельзя будет культивировать озимые, которые сейчас занимают существенную часть посевных площадей. Зато можно будет возделывать другие культуры: сейчас в нашем регионе на дачах уже выращивают перец и виноград — все то, что раньше не приживалось.
Существует предположение, что через 20 лет выбросы концентрации парникового газа перестанут расти. И если так действительно будет, то резкого потепления удастся избежать. Температура станет выше всего на четыре градуса к концу века. Это в два раза меньше, чем если выбросы парникового газа продолжат расти в том же темпе, как сейчас, — на один процент в год.
Конечно, работа по предотвращению потепления ведется. Страны соблюдают Парижское соглашение. В каждом государстве свой национальный план. Одни обращаются к возобновляемым источникам энергии, высаживают леса для поглощения углерода. Другие ставят фильтры на трубы, чтобы ловить парниковый газ и не пускать его в атмосферу, а хранить его закупоренным, в условных шахтах. Положительно влияет и эргономичность, когда тратится меньше топлива при производстве. Благоприятен переход на электромобили.
Однако к какому результату мы придем, пока непонятно. Скорее всего, будет золотая середина. В таком случае речь пойдет не о десяти градусах, не о четырех, а о шести–семи. Эти шесть–семь градусов будут везде ощущаться по-разному. Но для Москвы, повторюсь, даже такое потепление приведет к отсутствию зимы. Снег либо перестанет выпадать совсем, либо будет идти очень редко и быстро таять. Уже сейчас стоит начать адаптировать города к таким климатическим изменениям. Например, позаботиться о ливневых стоках, засадить больше зелени для создания прохлады, сменить покрытие с асфальта на камень.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции