Борьба с бюрократией: почему победить невозможно
Как сообщил вице-премьер — руководитель аппарата правительства Дмитрий Григоренко, сокращены 66 структурных подразделений и 33 штатные единицы замруководителей федеральных ведомств. В центральных аппаратах штатная численность ведомств сокращена на 213 единиц, а в территориальных органах — на 31 642 единицы. В целом численность госаппарата уменьшилась почти на 10 процентов. Любопытно, что под число сокращенных замруководителей попал работавший заместителем министра энергетики Анатолий Тихонов, в отношении которого уже полгода идет уголовное дело по обвинению в хищении более 600 млн рублей. Что лишь подчеркивает то обстоятельство, что сокращение числа вакансий все же не является в полной мере ни наиболее эффективным сокращением госаппарата, ни тем более его реформой. Хотя задачу изменения именно структуры госаппарата правительство Мишустина ставит. Но дело это не быстрое.
Обычно сокращают тех, кому было уже пора на пенсию, либо второстепенных малооплачиваемых сотрудников, но основным резервом «главного командования» всегда были незанятые вакансии. И всякий опытный начальник подразделения старается держать некоторое количество «пустых» мест, которые можно будет «сократить», если высшему начальству вдруг приспичит. Главное же, что сама бюрократия по своему функционалу не сокращалась пока никак. Какие функции за ней оставить, а каких лишить — вот главный вопрос.
Есть и еще одна малоизвестная «хитрость». Сокращаемых «вживую» можно перевести в подведомственные структуры, да даже в просто аффилированные с государственными ведомствами квазигосударственные структуры, делегировав им даже часть выполняемых функций. В том числе перевести на работу в госкомпании. Сам бюрократизм от этого не уменьшится, а станет лишь более изощренным и дороже обходящимся его «клиентам», то есть налогоплательщикам.
Хорошо, если остающимся на местах из числа эффективно работающих повысят в результате зарплату. Хотя она и так вполне достойна, на взгляд простого обывателя, составляя для чиновников федеральных органов власти около 126 тысяч рублей при средней по стране немногим более 40 тысяч. Однако все же куда важнее было бы начать наконец сокращать излишние государственные функции. Контролирующие, учетные, разрешительные/запрещающие, многочисленные дублирующие друг друга по разным ведомствам и прочие. Сокращать надо само вмешательство государства в экономику, административный гнет над бизнесом. Сокращать надо в том числе и количество государственных компаний, а также всяких ФГУПов и МУПов.
И потом уже смотреть, сколько надо оставить для осуществления этих урезанных функций работников. А так это будет просто перекладывание денег из одного государственного кармана в другой. Формально «сэкономленные» по одной статье миллиарды непременно будут потрачены по другой статье на ту же бюрократию, которая может просто перевоплотиться в иные форматы. Будем надеться, что правительство Михаила Мишустина, уже зарекомендовавшее себя как вполне эффективное, решит со временем и такие задачи. Это и будет настоящей реформой даже не госаппарата, а именно госуправления.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции