Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

«Отпустите его, я сама виновата»: почему оправдание агрессора больше не работает

Общество
Верховный суд России предложил по-новому рассматривать дела о насилии в семьях. Если закон вступит в силу, то разбирательство не будет автоматически прекращено после слов: «Он больше не будет, я сама виновата, спровоцировала». Однако новшество пока рано считать весомой победой защитников женщин и детей.

Предполагается, что заявление пострадавшей не отдадут, основная ответственность по доказательству преступлений ляжет не на избитую женщину, а на правоохранительные органы.

Вообще о том, что нужно ужесточать закон о домашнем насилии, свидетельствуют не только резонансные дела сестер Хачатурян и Маргариты Грачевой, которой муж отрубил кисти рук, но и статистика. В 2020 году из-за пандемии число обращений с жалобами на семейных агрессоров выросло в 2,5 раза — такие чудовищные цифры приводит уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова. По информации ООН, насилие — это столь же серьезная причина смерти и инвалидности среди женщин репродуктивного возраста, как и рак. Оно наносит больший ущерб здоровью, чем ДТП и малярия вместе взятые.

России тут похвастаться нечем. Ситуация с домашним насилием у нас в стране крайне запущенная, и уже не время разбираться в особенностях менталитета и национальной психологии. Пора что-то делать. Тем более когда далеко не каждый случай побоев, изнасилований и оскорблений фиксируется в МВД. На одну избитую женщину, которая обратилась в полицию, приходится десяток тех, кто не хочет обострять и без того сложную ситуацию в доме. Жертвы боятся, что разборки с МВД спровоцируют агрессоров на новые побои и скандалы.

У меня за стенкой есть «нехорошая квартира». В однушку на окраине города в разное время заселялись три семьи: пара с дочкой, женщина с сыном-подростком и многодетная мать, у которой регулярно меняются сожители. Первая семья счастливо жила пару месяцев после переезда. Потом кормилец запил, бросил работу и через день появлялся в подъезде в неадекватном состоянии. Слышно было, как орал на жену. Они развелись и продали квартиру.

«Отпустите его, я сама виновата»: почему оправдание агрессора больше не работает Фото: pixabay.com

Вторая семья казалась образцовой, если бы мать не будила парня в 7 утра так, что ее матерные вопли слышались через стену и беруши. Она кричала, что он ничего не добьется в жизни, что он лентяй и бездарь, не сделавший уроки. Кем станет этот мальчик через 5–10 лет, можно только догадываться, но если он будет избивать мать и отбирать у нее пенсию, никто из соседей не удивится: так она жестоко с ним обходится...

Сейчас за стеной живет женщина, отправляющая троих детей к бабушке на выходные. Стены тонкие, поэтому слышно всякое — и хорошее, и плохое. Пять дней в неделю она обычная мама, но в уик-энд отрывается, ни в чем себе не отказывая: ни в мужчинах, ни в алкоголе.

Соседи разводят руками, мол, половина страны так живет... Поможет ли закон Верховного суда женщинам, детям и всем, для кого дом — не место отдыха, а поле боевых действий? Да, но этого недостаточно. Важно строить центры, куда пострадавшие (сожительница это, жена или мать-пенсионерка) смогут прийти за психологической и юридической помощью, обретя хотя бы временный кров и безусловную поддержку.

Одно дело, когда для людей «итальянские страсти» — часть жизни, попытка сбежать от быта, подогреть отношения. Совсем другая ситуация, когда женщине некуда уйти. Критики и циники говорят: «Что же ты не уходишь, если тебе так плохо?» А куда уходить, на какие деньги, где гарантия, что агрессор тебя не найдет и не покалечит? Для жертв домашнего насилия нужна комплексная защита. И одного такого закона Верховного суда мало, хотя это очень важный шаг в правильном направлении.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.