Карта городских событий
Смотреть карту

Без денег, без семьи, без идеалов: главный русский драматург эпохи перемен

Культура
Драматург Александр Николаевич Островский (12 апреля 1823 — 14 июня 1886), как всякий гений, многолик и универсален.

Сами названия его пьес — «Свои люди — сочтемся!», «Бедность не порок», «Не в свои сани не садись», краеведческие очерки о Поволжье свидетельствуют о его стопроцентной народности. При этом он был образованным человеком, преуспевшим в изучении гуманитарных и экономических наук, иностранных языков, основ православного богословия.

Его первые пьесы ставились на рубеже пятидесятых годов XIX века, когда сцена в России была заполнена пошлыми, в основном переводными водевилями, пафосными трагедиями, слезливыми мелодрамами. Полузапрещенные, с трудом прорывающиеся к зрителю пьесы Грибоедова, Пушкина, Гоголя погоды не делали. Похожая картина наблюдалась и в музыке. Здесь в соревнование с заезжими гастролерами вступили великие русские композиторы — представители «Могучей кучки».

Творческий взлет Островского пришелся на эпоху перемен императора Александра Второго: отмену крепостного права, зарождение и стремительное развитие русского капитализма. Классическая литература XIX века как уникальное явление мировой культуры, собственно, и сформировалась на сломе эпох и устоев, когда незыблемые ценности прошлого были подвергнуты стремительной и неумолимой переоценке. Отсюда — обостренное внимание к страданиям «униженных и оскорбленных» (Достоевский), беспощадное препарирование национального характера (Гончаров), мучительные и безнадежные поиски нравственного идеала (Толстой).

Без денег, без семьи, без идеалов: главный русский драматург эпохи переменПортрет драматурга А. Н. Островского / Фото: Wikipedia / Общественное достояние

Внутренний мир героев русской классики — это болезненный разрыв с прошлым и одновременно неудовлетворенность настоящим. «Человек, — писал исследователь творчества Островского, критик и литературовед Михаил Лобанов, — как бы выпадает из времени, теряет смысл существования. Такова судьба идеала в переходные, кризисные эпохи».

Непростой была и жизнь Островского, искавшего утраченный идеал в новой реальности. Он много зарабатывал, но постоянно испытывал денежные затруднения. Мечтал о семье, но не обрел счастья в браке и любви. Был государственником, приверженцем традиционных укладов русской жизни, но иногда его пьесы запрещались цензурой. Революционный демократ и кумир тогдашней молодежи Николай Добролюбов, пристрастно изучив пьесу «Гроза», провозгласил Островского борцом с «темным царством», под которым подразумевал всю современную ему Россию.

Островского по праву считают отцом русского театра. Он превосходно знал быт простого народа, купечества, церковного сословия, изображал картины повседневной жизни так убедительно, что зритель буквально «растворялся» в сюжете, чувствовал — это о нем и про него.

Как драматург и теоретик сценического искусства Островский выступал за его жизненность и достоверность. Декорации должны быть простыми, но точными, не отвлекающими зрителей от происходящего на сцене. Сюжет — понятным и увлекательным. Характеры героев узнаваемы. Островскому была мила «золотая» человеческая «середина». Он советовал авторам пьес и режиссерам не зацикливаться на болезненных и противоестественных проявлениях человеческой натуры, искать даже в самых отрицательных героях крупицы добра. Работая в различных занимающихся культурой государственных комиссиях, Островский много сделал для улучшения материального положения актеров.

Пьесы Островского заложили фундамент классического русского спектакля. Театр Островского жил и в сталинские, и в хрущевские, и в «застойные» годы до самого конца СССР. Сегодня театр Островского оттеснен за задворки культурной жизни. Торжествует новая, артхаусная, режиссерская, эпатирующая зрителя драматургия. Это, в общем-то, объяснимо. На дворе — очередная эпоха перемен. Только вот новый Островский пока не появился.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Google newsYandex newsYandex dzenMail pulse