S legkim parom: «Иронию судьбы» переснимут в Голливуде
Режиссер новой версии Марюс Вайсберг в России снял комедии «Гитлер капут!», несколько частей «Любовь в большом городе» и ленту «Бабушка легкого поведения». Теперь пробует выходить на мировую «фабрику звезд».
Говорят, с датой начала съемок ремейка отечественной классики Эльдара Рязанова уже определились, да и с артистами тоже: называют имя Эммы Робертс и Томаса Манна. Что ж, может, Ленинград заменят на Бостон, Надю переименуют в Марго — и все будут рады? Вот только в мире, где еще недавно ходила шутка, что пандемия обрушилась на человечество потому, что под Новый год не показали по традиции фильм Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!», так не кажется.
С одной стороны, наш мир меняется слишком стремительно. С другой — есть ощущение, что в человеческих желаниях и страстях ничего не поменялось за века. Ведь пьесы Шекспира и Мольера до сих пор бьют рекорды по числу постановок. Хорошие истории всегда были в цене. За счет этого у киноделов часто возникает ощущение, что рецепт успеха прост: стоит взять сценарий культового фильма, узнаваемых актеров, переодеть их и снабдить современными технологиями — и лента оживет и обретет много новых поклонников.
Но попробуйте проделать то же самое с картиной, перерисовав Ван Гога. Или с танцем Айседоры Дункан, заставив партитуру ее движений разучить современную исполнительницу. Или с литературой, попросив кого-то переписать своими словами «Войну и мир»... Так это не работает.
Настоящее произведение искусства каким-то неуловимым образом улавливает чувства, эмоции и переживания, талант создателя и транслирует это зрителям. И если с тем, что создал один человек, все очевидно сразу, то с кино, как с творчеством коллективным, все сложнее. Ведь фильм — это собрание талантов и устремлений огромного количества людей, работающих над картиной. Давайте начистоту: вы знаете хоть один ремейк фильма, который был бы лучше оригинала? Если говорить не об экранизации одного и того же литературного произведения, а о попытке воспроизвести одну и ту же киноисторию? Я едва ли смогу привести подобный пример.
Вот и с «Иронией судьбы» все так же. В этом фильме сплелись режиссерский дар Эльдара Рязанова, музыкальный талант Микаэла Таривердиева, актерское мастерство и харизма Андрея Мягкова и Юрия Яковлева, утонченная красота и достоинство Барбары Брыльской, великолепный голос Аллы Пугачевой в песнях — и огромный общий труд, пропитанный любовью многих и многих людей. Возможно ли воспроизвести это еще раз? Увы, нет. А вот «переснять» — вполне.
Только в новом фильме от того, на чем он основан, останется лишь «инфоповод», возможно, некоторые сюжетные ходы. Да и пресловутая баня. Но каким он, этот фильм, получится? Таким, каким его сделает новая постановочная команда. Вероятно, яркой и даже пикантной комедией. Время покажет. Однако...
Несколько лет назад я посмотрела «Ограбление по-американски» Сарика Андреасяна. Пришла на приключенческое развлекательное кино, а попала на глубокую психологическую драму о сломленном человеке, потому что одного из центральных героев там играл тонкий артист Эдриан Броуди. Я плакала. Мне понравилось. Илья Найшуллер недавно лидировал со своим «Никто» в требовательном американском прокате. Но не потому, что он снимал этот боевик в Голливуде с его возможностями. А потому, что этот фильм снимал именно он. Да и идея была оригинальной.
Хочется пожелать мудрости посягнувшим на почти святое для постсоветского человека. И попросить не стараться получать популярность за счет прошлого. Лучше — за счет будущего!
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции