Главное
Карта городских событий
Смотреть карту

«90 процентов чего угодно — полная чушь»: кто воспитает писателя

Развлечения
Американский фантаст Теодор Старджон как-то сформулировал закон: «90 процентов чего угодно — полная чушь». То же самое можно сказать и о литературе — советской, российской, зарубежной, какой угодно.

Количество чуши в последние годы серьезно выросло, потому что появилась литература сетевая: любой может писать, выкладывать в интернет, и у него обязательно найдутся читатели! Творения сетевых авторов никто не редактирует, и многие из них рассуждают просто: если меня уже читают, то мне не обязательно учиться.

Люди искренне полагают, что его читатели — это и есть весь мир, который его признал. Если меня читают, то я писатель — такая вот логика. Давайте вспомним недавний конфликт певицы Ларисы Долиной и блогерши Вали Карнавал на шоу Максима Галкина. Эта 19-летняя «звезда», по словам Долиной, просто не умеет петь и не попала ни в одну ноту. Девушка в ответ заявила, что не видит необходимости в образовании, и посоветовала артистке относиться к начинающим музыкантам менее предвзято. Вот ровно такая же ситуация сейчас и в литературе. Есть масса авторов, которые для своих читателей — свет в окошке, но у людей образованных они вызывают удивление или жалость.

Что делать? Если мы хотим видеть на полках достойную литературу, нужно всячески поддерживать книжные издательства, которые будут выступать хранителями традиций и своеобразными школами для молодых авторов. Хотите выйти на бумаге — соблюдайте определенные требования, растите, создавайте более качественный продукт. Сетевая литература тем не менее, я уверен, сохранится. Лучшая ее часть будет со временем попадать на бумагу, и этот факт станет своего рода знаком качества. Потому что над любой публикацией на бумаге так или иначе работают профессионалы.

«90 процентов чего угодно — полная чушь»: кто воспитает писателяФото: Денис Кондратьев

Тут важна и позиция редакторов издательств в работе с сетевыми авторами. Их нужно воспитывать. Вариант, когда разговор строится по принципу «о, Вася, ты такой крутой, давай мы тебя напечатаем!» мне кажется неприемлемым. Переход на другой уровень (а публикация на бумаге — это другой уровень) должен сопровождаться определенными качественными изменениями текста. Ведь пока ты публикуешься только в электронном виде, то пытаешься расти — если вообще пытаешься — самостоятельно.

Ты можешь достигнуть определенного потолка, но дальше уже не вырастешь. Чтобы выйти на новый, «бумажный», уровень, придется работать с редакторами. Они должны объяснять не только правила русского языка, если автор их нарушает, но и принципы построения текста художественного произведения, прорисовки образов и т.д. Вообще сетевая литература, как мне кажется, может стать тем молоком, из которого образуются сливки и сметана качественных литературных произведений. Сливок и сметаны не бывает без молока.

Хорошо, что авторы могут не только писать, но и доносить свои тексты до читателя. Но будет еще лучше, если они получат возможность развиваться, работая с издательствами.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Google newsYandex newsYandex dzenMail pulse