Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

От самиздата до блогосферы: как живое слово побеждает цензуру

Развлечения
«Дорогой мой самиздат!» — эти слова может повторить каждый живший в Советском Союзе человек. У кого-то были «слепые» машинописные копии «Собачьего сердца» Булгакова или поэмы в прозе «Москва-Петушки» Ерофеева. Кто-то вспомнит переснятые на фотобумагу страницы «Ракового корпуса» Солженицына или «Доктора Живаго» Пастернака.

Иногда запретный текст, скажем, роман «Жизнь и судьба» Василия Гроссмана, подобно партизану, прятался под красной обложкой «Истории КПСС». Если бы существовал музей самиздата, там отыскался бы и роман «1984» Джорджа Оруэлла, полиграфически безупречно вмонтированный в синий том из собрания сочинений Владимира Ильича Ленина. К самиздату было принято причислять и изданные за границей в издательствах «Посев» и «Имка-пресс» антисоветского содержания книги, неведомыми путями просачивающиеся сквозь «границы на замке».

У самиздата в России вообще долгая история. В подобных списках в свое время ходили «Горе от ума» Александра Грибоедова, многие стихи Александра Пушкина, «На смерть поэта» Михаила Лермонтова. История самиздата — это история свободного слова, загнанного под лед идеологии и цензуры. В Советском Союзе лед слегка подтаял в краткие годы хрущевской оттепели, но затем вновь окреп и держался до перестройки и гласности.

Самиздат в Стране Советов был чем-то вроде спрятанного зеркала, где отражалась реальная, а не парадно-официальная физиономия повседневного социализма. Целые социальные пласты общества — политические диссиденты, христианские демократы, религиозные просветители, адепты эзотерических учений, неортодоксальные коммунисты — не имели иной трибуны для выражения своих идей и мыслей, кроме как через самиздат.

От самиздата до блогосферы: как живое слово побеждает цензуру Кто-то вспомнит переснятые на фотобумагу страницы «Доктора Живаго» Бориса Пастернака / Фото: Wikipedia / Общественное достояние

Советская власть как могла боролась с самиздатом, особенно с политическим. 30 апреля 1968 года вышел первый номер подпольной «Хроники текущих событий». В этом информационном бюллетене протоколировались ставшие известными нарушения прав человека в СССР. Всего до 1983 года вышло более шестидесяти номеров. За обнаруженный компетентными органами литературный самиздат, допустим «Несвоевременные мысли» Максима Горького или «Окаянные дни» Ивана Бунина, обычно если и наказывали, то не строго. Другое дело — политический. Он часто требовал от своих творцов и распространителей, как писал в известном стихотворении Борис Пастернак, «полной гибели всерьез». В историю инакомыслия (и самиздата) вписаны имена Роя Медведева, Анатолия Марченко, Леонида Бородина, Сергея Григорьянца, Валерия Чалидзе, Александра Гинзбурга, многих других узников совести.

Попыткой разбить лед советской цензуры стали в декабре 1978 года 12 машинописных копий альманаха «Метрополь», куда вошли произведения как известных (Белла Ахмадулина, Андрей Вознесенский, Василий Аксенов, Евгений Рейн), так и молодых (Евгений Попов, Виктор Ерофеев, Юрий Карабчиевский) авторов. Альманах был подвергнут многоступенчатой и убойной критике со стороны официального литературного сообщества. История с «Метрополем» показала, что свобода слова и творчества в советской стране невозможна. Самиздат как артефакт инакомыслия в итоге стал столь же наглядным элементом социализма, как Берлинская стена.

Однако не прошло и десяти лет, как плотина цензуры была прорвана. Тиражи публикующих запрещенную прежде литературу журналов взлетели до небес. Так самиздат на короткое время неожиданно превратился в мейнстрим. Спустившись с литературных и идейных высот, сегодня он обрел новую жизнь в блогосфере, «дзене» и социальных сетях. Автором самиздата может стать (и, в общем, становится) любой. Ну а насколько этот автор свободен в выражении своих мыслей, теперь решает не цензура, а Роскомнадзор.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.