Парадокс Сахарова: как создатель бомбы превратился в пацифиста
В наш рациональный век непросто найти столь яркий, доходящий до жертвенности пример служения своим принципам. Происхождение этой твердости расшифровке не поддается. Он родился в семье интеллигентов, которых вождь революции наделял самыми низкими качествами. Может быть, воспитала советская школа? В школу Сахаров пошел в 15 лет и сразу удивил учителей нестандартным мышлением. Студентом МГУ на экзамене по физике он поставил в тупик академиков Тамма и Леонтовича, которые недовольно шлепнули ему «трояк», а ночью поняли, что студент был прав.
По-математически четко формулировать мысли Сахаров не научился. Если в науке его понимали коллеги, то на политическом поприще власти сначала смотрели на него как на дилетанта, а потом, когда решили, что академик перешел «красную черту», жестоко наказали. Мне посчастливилось не раз бывать в доме Сахарова на Земляном Валу и слушать воспоминания о том, что после одного из ядерных испытаний, где погибли мирные граждане, в мировоззрении создателя водородной бомбы произошел переворот. Сахаров стал бороться за разоружение, сочинял пацифистские труды, призывал реформировать политическое устройство всего мира.
В итоге он попал в круг диссидентов, но о высылке из страны носителя самых важных секретов не могло быть и речи. В январе 1980 года Трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий, лауреат Нобелевской премии академик Сахаров был выслан из Москвы в Горький и лишен всех званий и наград. В тот момент обреченность мятежного ученого была очевидной, а принципы, которые он проповедовал, выглядели утопическими. Последней каплей, которая переполнила чашу терпения властей, стало публичное осуждение Сахаровым ввода советских войск в Афганистан.
Сегодня известно, что в Политбюро не было единства в этом вопросе. Строгое наказание Сахарова призвано было повязать кремлевский круг и создать видимость единства советского народа. Оказавшись в уединении, Сахаров, как Пушкин в Болдине, написал основную политическую работу — «Опасность термоядерной войны». И еще несколько статей о мировом устройстве и заочных выступлений на международных конференциях. Сегодня ясно, что ничего подрывного в этих трудах не было, но для советской власти инакомыслие — как бельмо на глазу…
Перестройка набирала ход. Изоляция человека, призывавшего к перестройке, становилась нелепой. 15 декабря 1986 года в горьковской квартире был установлен телефон. Горбачев сказал Сахарову, что он может вернуться в Москву. Тот ответил, что его радость омрачена участью политзаключенных. Сколько было потом диспутов Горбачева и Сахарова, но они проходили на глазах у всей страны и способствовали ее взрослению. Одно время казалось, что идеи Сахарова о разоружении и сближении стран стали реальностью, но сегодня маятник качнулся, и академик опять ходит в утопистах...
Верно ли утверждение, что перестройка привела к гибели СССР? Уверен, это сильное упрощение. Сахаров, который боролся с властью и говорил о перестройке, без сомнения, оставался советским патриотом. И он ужаснулся бы тому, как повернулась история. Судьба избавила его от горького зрелища гибели великой страны, которой он преданно и жертвенно служил.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции