Чего кто достиг?
Однако как бы ни сложилась дальнейшая судьба выпускника, важно ценить и любить человека независимо от его успехов, ведь образование — это лишь одна из составляющих интересной личности. Не престижный вуз дает знания, а труд, и не диплом делает человека специалистом, а его усидчивость в обучении.
Как чаще всего люди оценивают окружающих? По доходу, должности и другим внешним признакам, говорящим о материальном благосостоянии. Отражает ли все это таланты и способности самого человека? Далеко не всегда.
Случается, что за невысоким по общественным меркам статусом стоит незаурядная личность, трудолюбивая, разносторонняя и высоконравственная.
Приведу примеры. Было это несколько десятилетий назад. Мужчина к пятидесяти годам окончил училище. На первый взгляд, факт свидетельствует о том, что человек ничего не достиг в жизни. Однако многое начинаешь переосмысливать, когда узнаешь о его судьбе.
Отец этого мужчины рано умер, и юноша с пятнадцати лет начал работать, чтобы помочь матери прокормить большую семью. Труд на заводе был тяжелым и занимал практически все время, поэтому молодому человеку пришлось отказаться от мечты получить желанную специальность.
Через некоторое время он познакомился с девушкой, которая полюбила его за мужественность, заботливость и добрый характер. Молодая пара создала семью. Мужчина стремился облегчить жизнь супруге: полностью освободил ее от обязанности работать. Самому, чтобы воспитать сыновей, дать им образование, приходилось очень много трудиться. Свободное время он уделял семье, благоустройству дома.
Супруги с большой любовью относились друг к другу и в такой атмосфере вырастили детей. Когда сыновья уехали учиться в другой город, жена убедила мужа, всю жизнь посвятившего семье, что пришла пора осуществить его давнюю мечту.
Как оказалось, мужчина и к пятидесяти годам не утратил желания и способностей учиться новому. Он получил желанную профессию и сумел найти работу по этой специальности. Разве такой жизненный путь не достоин уважения? Можно точно сказать, что человек многого достиг в жизни: он сумел сохранить и преумножить добрые душевные качества (см. Мф. 25:14–30), стать верным мужем и достойным отцом — примером для своих детей.
Другой случай. Семья жила в деревне. Мальчик окончил всего пять классов деревенской школы. Чтобы продолжать обучение, нужно было ехать в далекий большой город. Родные боялись за подростка, поэтому убедили его остаться дома и устроиться на работу.
Именно тогда в местном колхозе появился трактор. Парень смотрел на него с восторгом. У него появилась мечта управлять этой машиной. С течением времени юноша показал себя как ответственный работник. Он окончил курсы шоферов, научился управлять трактором и в ближайшем будущем хотел получить техническое образование.
Неожиданно его с приятелями призвали в армию. Был 1941 год. Началась Великая Отечественная война. Порой в перерывах между боями, когда становилось немного тише, молодой человек лежал в траве и мечтал, что обязательно пойдет учиться, если выживет.
К счастью, он вернулся домой, но о своих планах пришлось на время забыть. Погибли старший брат и муж любимой сестры. И в одной, и в другой семье остались дети. Молодой мужчина думал: «Приведу в порядок дом, поддержу сестру и невестку, поставлю на ноги хотя бы старших детей и стану учиться!»
Жизнь сложилась иначе. Из-за последствий контузии ему запретили водить машину, поскольку мужчина стал искаженно воспринимать цвета. Пришлось устроиться слесарем на фабрику. Учиться по состоянию здоровья он тоже не смог.
Сам мужчина создал семью только после того, как вырастил племянников и племянниц. Он воспитал и родную, и приемную дочь, стал любимым дедом и прадедом для внуков и правнуков. На фабрике его ценили как слесаря — мастера своего дела. Мужчина даже имел удостоверения, подтверждающие его рационализаторские предложения, а образование у него так и осталось — пять классов сельской школы. Такой жизненный путь, я считаю, заслуживает уважения. Мы должны помнить: не ученость украшает человека, а его поступки.
Не раз я видел, как люди свысока смотрят на окружающих, рассказывают о том, что они сами или их дети знают два иностранных языка, окончили престижный вуз, занимают высокооплачиваемую должность, бывали в разных странах. При этом человек будто бы ставит себя в пример всем остальным, не имеющим столь заметных внешних достижений.
Люди подчас склонны с предубеждением смотреть на окружающих, забывая, что жизненный старт у людей очень разный. Один приходит к результату, потому что имел вполне обеспеченную семью, жил в большом городе. Другой для достижения таких же результатов должен перепрыгнуть через себя и вопреки всем сложностям идти к цели.
Ребенку, родившемуся в обеспеченной и образованной семье, гораздо легче получить высшее образование. Его запишут в престижную школу и на курсы иностранного языка. Родители будут развивать кругозор ребенка, станут оплачивать репетиторов. Кроме того, не нужно искать жилье, не возникает вопросов, как добираться до места обучения.
Для человека, выросшего в деревне вдали от крупных городов, поступить в такой же вуз — значит доказать собственную целеустремленность, самостоятельность и способность к обучению в нем. Необходимо самостоятельно готовиться к вступительным экзаменам, искать себе жилье и сразу же устраиваться на подработку, чтобы выжить в чужом городе. Семья не всегда может поддержать его.
Мы часто смотрим на вещи с формальной, внешней точки зрения. Но жизнь многограннее, намного сложнее, в том числе в вопросе внешних и настоящих достижений.
Святой преподобный Ефрем Сирин призывал христиан избегать притворства и любить людей «не ради какой-либо потребности», и, я добавлю, не за то, что они достигли успеха в обществе. Намного важнее, насколько люди ищут в жизни Царство Божие и правду Его, стараются жить по-христиански (см. Лк. 12:29–31).
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции