Главное
Истории
Полицейский с Петровки. Сотрудники даже в отпуске обязаны или могут пресекать административные правонарушения?

Полицейский с Петровки. Сотрудники даже в отпуске обязаны или могут пресекать административные правонарушения?

Мандарины

Мандарины

Полицейский с Петровки. При покупке подарков онлайн как не попасться мошенникам?

Полицейский с Петровки. При покупке подарков онлайн как не попасться мошенникам?

Украшения на окнах

Украшения на окнах

Новогодние витрины

Новогодние витрины

Год змеи

Год змеи

Газировка

Газировка

Книжные клубы

Книжные клубы

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Готика в Москве

Готика в Москве

Они выбрали истинную свободу

Общество
В детстве нам кажется, что правители разных стран, а особенно монархи, — самые свободные люди. Повзрослев, мы понимаем, что в их жизни гораздо больше ответственности, чем свободы. Требования к воспитанию таких детей намного выше, и слово «долг» знакомо им с раннего возраста.

Растить, воспитывать ребенка — дело всегда очень ответственное, а тем более если речь идет о наследнике правящей династии, о дочерях монарха. К таким людям предъявляли жесткие требования, ведь жизнь их была на виду. Именно поэтому с малых лет царских детей приучали быть внимательными к своим словам, поступкам и решениям.

17 июля Православная церковь чтит память святых царственных страстотерпцев. Благодаря дневниковым записям и письмам Николая IΙ и его супруги Александры Федоровны сегодня известно, как они воспитывали детей. Императрица ежедневно читала с детьми Евангелие и другие книги духовного содержания.

Если семья живет твердой верой в Господа Иисуса Христа, соблюдает евангельские заповеди, то она стремится к самой главной свободе — свободе от греха. Детей в таком случае учат изо всех сил противостоять пороку, хранить душевную чистоту, относиться к окружающим, следуя словам Спасителя: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк. 6:31).

В семье императора Николая II дети не были наглухо закрыты от человеческой боли и страданий. Царственные родители могли беречь от любой травмы сына, дать дочерям вырасти, не видя чужих страданий и смертей. Самим родителям, возможно, хотелось бы этого, но они отвергли свои личные интересы и переживания, поскольку их детям предстояло отвечать за судьбы огромного количества людей.

Наследник и цесаревны видели жизнь в очень разных проявлениях и имели возможность действенно помогать людям. Так, Александра Федоровна вместе с дочерьми не только посещала госпиталь, но и трудилась в нем. В результате выросли девушки, которые умели достойно жить как во дворце, так и в заточении под стражей. В семье императора был воспитан болезненный, но твердый духом мальчик, который готовился со временем принять на свои плечи тяжелую ношу управления огромной страной. При этом он был приучен к простому физическому труду: расчищал вместе с отцом дорожки от снега, пилил дрова.

Сегодня мы нередко видим, что молодые люди стремятся к свободе, но и думать не хотят об ответственности. Почему так происходит? С младенчества они живут в мире полной независимости, осознают себя самыми любимыми, чьему желанию подчиняются родители.

Сколько можно встретить людей, которые уверены, что в любом возрасте должно быть как можно меньше ограничений. Дошкольник болтает ногами, пачкая одежду тех, кто оказался рядом, перебирает руками содержимое чужой сумки, кусает и царапает других детей. Родители останавливают не его, а взрослых, которые выражают недовольство поведением ребенка. Отец и мать не понимают: такое поведение детей терпеть никто не обязан. Родители бросаются в бой, обвиняя окружающих в нарушении прав и свобод ребенка. Что усваивает подрастающий человек? Что ему можно практически все, ведь неприятных последствий не будет: никто не имеет права ему препятствовать.

Детей учат устанавливать личные границы, решать, что они будут выполнять из сказанного взрослыми, а что нет. Учат их не отвечать ни на какие просьбы, даже если обращается пожилой человек, считая, что таким образом уберегут их от злоумышленников. Однако отец и мать не думают, что слишком рьяно отстаивающего свою свободу ребенка учитель или воспитатель не сможет уберечь от реальной опасности, потому что тот категорически не слушается.

Они выбрали истинную свободу Фото: Рexels / Italo Melo

Подростка, погруженного в личные проблемы, приучают к еще большей сосредоточенности на себе, мысли, что ему можно очень многое. Ему якобы нужна свобода самовыражения. Получается, что отец и мать сами приучают детей отказываться от ответственности, жить собственными интересами, игнорировать окружающих. И до революции, и в советское время человек с детства имел круг обязанностей, который со временем становился все больше. Дети присматривали за младшими братьями и сестрами, участвовали в работах на огороде и в саду, делали уборку.

Даже несколько десятилетий назад, если ребенок просил родителей завести кошку или собаку, было само собой разумеющимся, что уход за животным он полностью берет на себя. Кроме этого, у детей были и другие обязанности. В одних семьях каждый имел дело, за выполнение которого нес ответственность. Например, Ваня должен ежедневно выносить мусор и пылесосить, Катя — вытирать пыль с мебели, протирать зеркала. В других домах родители устанавливали дежурство. Четкая зона ответственности была и в школе: одни ухаживали за цветами, другие собирали макулатуру, третьи рисовали стенгазету.

Сегодня многие родители ратуют за освобождение детей от физического труда: «Уберите дежурства — дети устали, а им еще уроки делать»; «Аня, твоего кота сейчас покормит бабушка, иди делать уроки!»

Немало родителей сквозь пальцы смотрят на случаи, когда подростки возвращаются с праздников глубокой ночью или на следующий день. Старшее поколение убеждает себя, что виной всему — нравы, которые стали более вольными. Неужели это свобода, к которой нужно стремиться?! Нет, это разрушение личности ребенка, его жизни и судьбы. Соглашаясь на мнимую независимость, люди подвергают детей самому суровому рабству — рабству греха (см. Ин. 8:33–34), который способен привести человека к духовной гибели.

«Не можем мы обмануть вместе с людьми и Бога, который… все обнаруживает и везде возлагает на нас ответственность за спасение детей», — увещевал святитель Иоанн Златоуст родителей. Высочайшим образцом христианского воспитания детей — научения их любви к Богу и ближним, послушанию, милосердию, самопожертвованию, стремлению к нравственному совершенству — становится семья царственных страстотерпцев. Земной независимости они предпочли следование за Христом — ту истину, которая сделала их свободными (ср. Ин. 8:32).

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.