Золотые руки, которых нам не хватает
Нехватка рабочих — пальцем в небо, любой кадровик знает, не надо тратиться на исследование. Из уст сотрудников Института Гайдара это вовсе звучит как насмешка, ибо там собраны духовные наследники реформаторов, которые в 1990-е обвалили экономику.
Интеллигентный слесарь Гоша из фильма «Москва слезам не верит» сегодня — столь же мифический персонаж, как Джеймс Бонд или Рэмбо. Когда-то Хрущев говорил: «Его величество рабочий класс». Бестолковые реформы превратили рабочих с золотыми руками в «челноков», охранников и менеджеров по парковке.
В 2000-х промышленность пошла в рост, квалифицированных рабочих пришлось искать днем с огнем. Аварии в ракетно-космической отрасли все чаще связаны с головотяпством монтажников. Когда атомная подлодка «Дмитрий Донской» встала на капремонт, сварщиков собирали по всей стране. В 2012 году президент подписал указ, по которому надо резко, до 30 процентов, повысить число высококвалифицированных рабочих. Вернулись забытые конкурсы лучших по профессии, число выпускников школ, которые поступают в средние специальные заведения, с каждым годом растет.
Надо признать, это во многом связано с падением доходов, непомерными расходами на высшее образование и необходимостью скорее оказаться в реальном секторе экономики. В 2020 году прием в колледжи впервые превысил прием в вузы. Что не трагедия, так было в эпоху СССР, что не мешало многим инженерам подыскивать синекуру и бездельничать. В экономике считается оптимальным соотношение специалистов со средним и высшим образованием в пропорции 70 на 30, как было в СССР в 1970-е годы.
Сегодня в молодом поколении высшее образование у 37 процентов населения. Рабочие с золотыми руками принадлежат уходящей эпохе. В СССР промышленность росла и работала — требования к пролетариату были жесткие, но и социальные гарантии были высокие. И была рабочая аристократия — это факт.
Вспомните, кого принял за властного эмира Хоттабыч в советском санатории? Рабочего в исполнении Ефима Копеляна, который играл нефтяника из Азербайджана.
В секретном городе на Урале я говорил с рабочим Михаилом Помазкиным, которого с токарным станком возили по стране, как скрипача. Токарь делал детали для ядерных зарядов и космических ракет. К нему приезжал секретарь столичного горкома Ельцин, но он отказался переехать в столицу.
Нехватка рабочих рук — одно из главных препятствий роста экономики. На столичном рынке труда на одну рабочую вакансию сегодня приходится 1,5 резюме. А ведь Москва — это столица высоких технологий. Для сравнения: у юристов соотношение один к семи, а у шоу-экспертов — один к девяти.
Великие инженеры Зворыкин и Тимошенко окончили реальное училище. То есть, говоря современным языком, техникум. В начале ХХ века в России было открыто больше технических училищ, чем за весь XIX век. И это заложило фундамент советской модернизации.
Когда Чехов писал об отвинченной гайке, современникам было смешно, потому что сто лет назад это было нелепо. И для нас не должно превращаться в норму.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции