Старые иномарки: цены притормозят
Чаще всего на вторичке покупают модели Ford Focus, Hyundai Solaris, Kia Rio, Toyota Camry и Renault Logan. Почему сложилась такая ситуация? Как она будет развиваться дальше? Во взрывном росте цен на подержанные машины виновата, как ни странно, пандемия. Китайские заводы до сих пор не могут восполнить недостаток чипов для бортовых компьютеров, поэтому машин производится значительно меньше обычного.
Среднее время ожидания нового, уже купленного, автомобиля достигает шести месяцев! А если новых машин не хватает, то подержанные, соответственно, растут в цене. Больше того: наблюдается даже их явный недостаток! Многие автовладельцы хотели бы купить автомобиль возрастом 3–7 лет, но таких катастрофически мало. Чаще всего предлагается старье — от 10 лет и старше. Есть и еще один невеселый для автомобилистов тренд: резко выросло среднее время владения новым автомобилем. Еще совсем недавно оно составляло 4,5 года.
Сейчас — уже 7,5 года. Главная причина в том, что упали наши доходы. Раньше человек покупал новую иномарку, ездил на ней 4–5 лет, а потом ее продавал и брал — хотя часто и в кредит — автомобиль новый. Сейчас он ездит на своей машине значительно дольше, потому что в кредит залезать не хочет, да и новых автомобилей — явный дефицит. Третий тренд, скорее, забавен: сейчас трехлетний автомобиль может стоить ровно столько же, за сколько его в свое время покупали!
Просто пример: человек три года назад приобрел машину за миллион рублей. Сейчас, по идее, она должна стоить около 700 тысяч: каждый год владения отнимает от цены 10 процентов. Но машина как стоила, так и стоит миллион! Почему? А потому что таких вот свежих машин на рынке дефицит.
И все-таки, я считаю, эту ситуацию мы вскоре преодолеем. К середине следующего года выпуск новых автомобилей достигнет прежнего уровня и авторынок восстановится. Взрывообразный рост цен на машины с пробегом прекратится. Что касается цен на новые автомобили, то тут остается надеяться на стабильность курса рубля по отношению к доллару и евро. Пока каких-то сильных скачков мы не видим, надеюсь, их и не будет.
Другой вопрос, что валютные цены на автомобили, в отличие от наших зарплат, все-таки увеличиваются, потому что доллар и евро тоже подвержены инфляции.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции