Главное
Истории
Секрет успеха. Татьяна Терешина

Секрет успеха. Татьяна Терешина

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Тупик пробили танками

Общество
События 3–4 октября 1993 года стали без преувеличения переломными в современной истории России. Они вошли в нее под названием «Расстрел Белого дома». Или тогдашнего Верховного совета. В чем именно был перелом?

Верховный совет не был в полном смысле парламентом. Это был квазизаконодательный орган, доставшийся в наследство от СССР. Однако расстрел его имел характер именно расстрела парламентаризма как такового. На будущее. Непосредственным политическим результатом стала Конституция 1993 года, предоставившая исполнительной власти огромные полномочия, а парламент (Думу) сделавшая значительно более слабым органом. Через два года — в 1995-м — будет сделан еще один важный шаг в этом плане: президент переподчинит себе все силовые структуры.

Однако был ли в тех конкретных политических условиях другой вариант тактических действий?

К октябрю 1993 года конфликт между президентом Ельциным и крайне пестрым по политическому составу Верховным советом зашел в тупик, из которого уже на тот момент не просматривалось мирного выхода. ВС был к тому же совершенно неработоспособной структурой, он годился лишь на то, чтобы выступать в роли «бесконечной говорильни». Ни на какие реформы и издание соответствующих законов он не годился.

4 октября 1993 г. Группа людей, покидающих здание Дома Советов и сдающихся правительственным войскам 4 октября 1993 г. Группа людей, покидающих здание Дома Советов и сдающихся правительственным войскам / Христофоров Валерий / Фотохроника ТАСС

В этом смысле Верховный совет был обречен. Ему не было места в новой России как институту. Вопрос был лишь в том, как он уйдет. История — как и недоговороспособность задействованных сил — распорядилась так, что он ушел с кровью. В результате вооруженных столкновений в Москве 3–4 октября, в которых применялись войсковые соединения и бронетехника, по имеющимся данным (хотя споры по сему поводу так и не закончены), погибли 158 человек и 423 были ранены. Только 3 и 4 октября были убиты 124 человека.

Расстрел Верховного совета можно считать расстрелом парламентаризма, однако, парадоксальным образом, вряд ли можно считать расстрелом российской демократии. Во-первых, потому что основным гарантом демократических преобразований тогда выступала как раз исполнительная власть. А во-вторых, никаких существенных преобразований демократического характера при Верховном совете так и не было инициировано.

Были «показательные жесты» типа реабилитации жертв политических репрессий (но без осуждения системы, их репрессировавшей) или реабилитации репрессированных народов. Не было проведено сколь-либо существенных преобразований ни в политической сфере, ни в экономической (экономические реформы шли в обход и вопреки ВС), кроме разве что сохранения относительной свободы слова, которая появилась еще в годы советской перестройки. А позже ее гарантами выступали во многом соперничающие олигархические кланы (но они сложились уже на базе массовой приватизации).

Стоит напомнить, что в составе ВС более 85% были коммунистами, испытывавшими во многом реваншистские настроения по отношению к эпохе социализма. Конфликт 1993 года в этом смысле был продолжением августовского кризиса 1991 года, просто частично с другими игроками.

Конфликт между Верховным советом и Ельциным назревал долго. Почти на всех его стадиях можно было, теоретически, отступить всем и договориться. Но — не срослось. Политические компромиссы — не наша сильная черта. Ситуация обострилась еще в марте 1993 года, когда Верховный совет попытался выдвинуть импичмент президенту Ельцину. Тот в ответ пошел на референдум из четырех весьма размытых по содержанию вопросов, а по сути — о доверии себе со стороны народа. Референдум Ельцин выиграл, но ВС итогам не подчинился. Хотя, теоретически, можно было бы пойти на внеочередные выборы одновременно президента и ВС. Такой вариант вроде бы и рассматривался, но ВС и от него отказался, предвидя свое поражение. Тогда популярность Ельцина была еще очень велика. Он в октябре выиграл это сражение. Но, как выяснилось уже позже, проиграл войну.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.