Главное
Истории
Украшения на окнах

Украшения на окнах

Новогодние витрины

Новогодние витрины

Год змеи

Год змеи

Газировка

Газировка

Книжные клубы

Книжные клубы

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Готика в Москве

Готика в Москве

Таро в России

Таро в России

Хандра

Хандра

Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Достоевский против интернета

Общество
Среди педагогов сегодня идут острые дискуссии о том, как должна выглядеть школьная программа по литературе. Не пора ли сбросить наконец «с парохода современности» некоторых малопонятных классиков? В число этих «малопонятных» угодил и Достоевский. «Его даже взрослые не читают, зачем мучить детей?» — говорят поборники здравого смысла.

К Достоевскому сегодня много претензий. И герои-то у него нудные, и Петербург мрачный, и моральный облик самого писателя «хромает». Договорились уже до того, будто классик был садистом-педофилом, хотя эта бородатая сенсация, выпущенная критиком Николаем Страховым, уже давно и убедительно опровергнута. Думается, это такое веяние времени: сегодня очень модно «много знать», но совершенно не модно понимать.

Обширная, но поверхностная эрудиция заменяет живой ум и стремление докопаться до сути вещей. В такой системе координат личная жизнь писателей становится интереснее их творчества. А классическая литература вообще меркнет: зачем читать о вымышленных людях, живших в головах давно умерших авторов, когда вокруг столько интересного? Не только Достоевский попадает в гребные винты информационного прогресса, но и все его «соседи по эпохе».

Наивно полагать, будто Федор Михайлович, выброшенный (не дай бог!) из школьного канона, не потянет за собой остальных. «Накопительный» подход к сведениям жизни приводит и к другому эффекту: мы разучились думать о ее смысле — глубоко, вне материальных задач типа «родить сына» и так далее. Приведу пример. Сегодня мы много говорим о свободе совести. Но что представляет собой эта совесть и зачем она нужна?

Достоевский против интернета Фото: Pixabay

Мы располагаем приличным массивом научных знаний о человеке, доказывающих нам, что совесть — наше эволюционное качество, а вовсе не унаследованное от Бога, как настаивал Достоевский. Принимать сторону Добра нас мотивирует некий принцип разумного эгоизма. Больше гуманизма в мире — меньше конфликтов — больше счастливых долгожителей на свете. Рай без Бога достижим и возможен. Однако этот рай утрачивает смысл, если мы посмотрим на — опять же — прогнозы ученых о будущем планеты.

Население прибывает, ресурсы истощаются. Совершенно не важно, насколько счастливы и добры будут люди, когда наступит всемирный коллапс. Успеем ли мы к тому времени найти новую Землю, пригодную для обитания? В обозримом будущем — нет. Так для чего же оставаться добрым и честным человеком?.. Не очень понятно. Но если мы вернем себе веру — если не в библейского Сына Человеческого, то хотя бы в Его великий замысел, воплощенный в нас, — оставаться порядочными людьми — в любых обстоятельствах — будет намного легче. И к этому призывает нас Достоевский. Только формулировки выбирает «немодненькие», увы.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.