Главное
Карта городских событий
Смотреть карту

От бархатного манто до шнурков

Общество
На ВДНХ в павильоне «Рабочий и колхозница» работает выставка «Гений в юбке и ее эпоха», посвященная 160-летию Надежды Ламановой, театрального модельера и художницы. В ее костюмы одевались артисты Театра Вахтангова и МХАТа, Театра сатиры, Малого театра и многие другие.

Женщину называли русской Коко Шанель. Ее наряды носила императрица до революции, а после Ламанова задавала тон светской моде. Без ее костюмов красавицы из «Принцессы Турандот» Вахтангова и «Анны Карениной» Немировича-Данченко выглядели бы совершенно иначе.

От бархатного манто до шнурков Посетители на выставке «Гений в юбке и ее эпоха» о яркой судьбе Надежды Ламановой, великого русского модельера и театрального художника. Уникальный проект посвящен 160-летнему юбилею со дня рождения мастера / Фото: Мария Девахина / Вечерняя Москва

Театр — дело коллективное. То, какое впечатление произведет постановка на зрителя, зависит от огромного количества факторов, не все из которых можно даже учесть. Забавно, но широкий театральный зритель зачастую из программки запоминает имена артистов, которых видит на сцене. Невидимые работники сцены же остаются как бы за скобками его внимания. В том числе две короткие строчки: костюмер и художник по костюмам.

Важно сказать, что не стоит путать эти две должности в театре, потому что они различны примерно настолько же, как учитель и завуч, санитар и хирург. У каждого — свои задачи.

Художник по костюмам — тот, кто в тандеме с режиссером создает визуальный образ спектакля, предлагает эскизы нарядов, выбирает материалы для них, следит, чтобы расходы на одежду, обувь, аксессуары вписывались в отведенный на них бюджет.

А сколько тонкостей нужно учесть при продумывании образа для персонажа! Однажды я читала, как искали материал, который создавал бы эффект максимальной темноты. Перебрали многие, но остановились на черном бархате, который поглощает максимальное количество света. Видела, как уже при репетиции в костюмах на сцене принималось решение заменить шнурки на обуви артиста, потому что они слишком выбивались из общей картинки сцены. Одевая героя, художнику нужно понять, какие вещи мог бы носить именно этот персонаж, какие штрихи и нюансы раскрывают его характер. Кроме того, нужно учитывать общую концепцию сценографии — время и пространство, в котором происходит действие.

А еще — сочетаемость всего со всем, вещей на каждом. Будь то состаренная футболка или кружевная блуза, любая деталь костюма — предмет внимания и заботы художника. Костюмеру же, казалось бы, отводится нехитрая роль — поддерживать рабочее состояние нарядов, хранить их и своевременно передавать артистам перед спектаклем.

И все бы ничего, да вот только некоторые спектакли играют десятилетиями, а отдельные костюмы хранятся и лелеются столетиями. И ухода одежда с обувью, которые надевают на спектакль, требуют особенно кропотливого. Ведь даже маленькое пятнышко может не только испортить вид, но и перенастроить внимание актера, зрителя.

Если в реальной жизни одежда и внешний вид человека являются естественным продолжением его внутреннего наполнения, то в театре все наоборот — во многом именно костюм проявляет суть персонажа. Хотя, конечно, когда играют талантливые артисты, мы не замечаем ничего, кроме их эмоций. Но чтобы сделать так, что окружение не будет отвлекать от главного, тоже нужен талант многих.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Google news Yandex news Yandex dzen Mail pulse

Подкасты