Две основные оценки
Еще 30 лет назад на языке даже самых гуманных взрослых «договориться с ребенком» означало заставить его делать что-то против его воли, ценой отказа от собственных желаний и потребностей. Сегодня мы, как «Отче наш», повторяем мантру: «Дети должны расти в спокойной и дружелюбной обстановке», — и стараемся продержать маленького человека в «зоне комфорта» как можно дольше. Ругаем классно-урочную систему, мечтаем отменить оценки. Даем любовь, одобрение и телефон с мультиками. Все для детей!
Человек растет, радуется жизни. А в старших классах — бабах — госэкзамены. Страшный, мучительный ОГЭ, бесчеловечный ЕГЭ. За что?! Раньше была только радость впереди. А теперь сплошной мрак неопределенности. И надо как-то преодолеть эту черную полосу, получить доступ к дальнейшему образованию. Причем самостоятельно, без гаджетов, без интернета, без родительского участия.
Бедные дети! Потому упреки в адрес ЕГЭ не утихают круглый год. Хорошим тоном считается пнуть несчастный госэкзамен и предложить какую-нибудь прогрессивную альтернативу. Не так давно «пыткой для молодежи» обозвал ЕГЭ председатель СК Александр Бастрыкин.
А на днях сам руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев предложил революционную альтернативу: портфолио ученика. С шестого класса ребята смогут «копить достижения» в разных областях — а потом, на основании этих достижений, поступать в вузы. Предполагается, что люди с 12 лет должны выбрать себе поле профессиональной деятельности и беспрестанно на нем упражняться.
А что, если в 15 лет человек, например, передумает? Прежде хотел стать микробиологом, а потом переметнулся в психологи? Старое портфолио на помойку? Когда-то, накануне внедрения ЕГЭ, в нашей системе образования происходило нечто похожее. Программу средней школы и вступительные требования в вузах разделяла пропасть.
В старших классах дети начинали заниматься с репетиторами — преподавателями тех вузов, куда готовились поступать. В ходу был такой «лайфхак»: из обычной средней школы подросток переводился в вечернюю, где к выпускным экзаменам можно было вовсе не готовиться. Все равно вкладыш из аттестата при поступлении роли почти не играл — и часто летел на помойку.
ЕГЭ внедряли для того, чтобы эту несуразицу свести к минимуму, упростить жизнь школьникам, а вовсе не с тем, чтобы придумать для них новую «пытку». И в конце концов, товарищи взрослые, хочу напомнить, что любые состязания — как ты их ни назови (хоть ЕГЭ, хоть «портфолио») — это стресс и «травма». Вы сами это прекрасно знаете. Двух главных отметок «зачет» и «незачет», «хор.» и «неуд.» вам не отменить никакими педагогическими экспериментами. Эти отметки будет ставить детям сама жизнь.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции