Почему иностранные IТ-гиганты не хотят жить по российским законам
Основная идея этого закона очень проста: работаешь на нашей земле — следуй нашим законам. Отсюда и термин «приземление». Деятельность глобальных финансово-информационных холдингов влияет на гражданское общество, однако соблюдать внутренние законы государств, на территории которых они действуют, мегакорпорации не спешат. Особенно остро стоит проблема удаления незаконного контента. Делают они это очень неохотно.
Другая проблема — крупные компании отлично зарабатывают на территории России и других государств. Доходы особенно увеличились в период пандемии, когда их услуги оказались очень востребованы. Но эти прибыли скрыты от налогообложения.
Сейчас десятки государств, среди которых США, Великобритания, Франция, Германия, Индия и, конечно, Россия, озаботились этими проблемами и начали принимать соответствующие законы.
Но в России ситуация особая. Пользуясь специфической политической обстановкой, некоторые IT-компании против мировой практики и отказываются работать в правовом русле.
Конечно, они открыто не говорят, что, мол, Россия находится в атакуемой позиции, поэтому мы не будем подчиняться ее законам.
Но де-факто такое происходит. Мы проследили, сколько штрафов назначается этим компаниям и сколько выплачивается — они нередко игнорируют решения наших судов. А ведь обязательное соблюдение национальных законов прописано в их же уставных документах. Мы всего лишь требуем следовать российским законам и собственным нормам IT-гигантов, а не заниматься политическими спекуляциями. «Приземление компаний» — не драконовский закон, а призыв к порядку.
Когда говорят, что не нужно их трогать, иначе они уйдут с нашего рынка, это лукавство. Никуда они не уйдут. Россия в статье доходов IT-гигантов стоит на первых позициях. Они заинтересованы остаться в нашей стране. Кстати, у нас не самые жесткие нормы регулирования IT-сферы.
Поэтому со вступлением закона в силу ничего страшного не произойдет. Роскомнадзор и другие контролирующие органы настроены вполне доброжелательно.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции