Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

О великой Крещенской святыне

Общество
Вереницы людей выстраиваются около храмов в крещенские дни: все запасаются святой водой. Ее набирают даже те, кто в иное время в храме почти не бывает. О крещенской воде все знают, что она нужна круглый год, поэтому многие приходят с большими канистрами. Для чего же мы набираем Крещенскую воду?

Великой «агиасмой», в переводе с греческого — «святыней» называется вода, освященная в праздник Крещения Господня и накануне — в Крещенский сочельник, 18 и 19 января, в отличие от малой агиасмы, которую освящают в остальное время года. Чин малого освящения воды — «малая агиасма» — всем известен как водосвятный молебен, который совершается в некоторые праздники, а при необходимости, по просьбам прихожан — в иные дни. Как следует из названия, вода, освященная на этих молебнах, тоже святая.

Есть особенности в чинопоследованиях великого и малого освящения. Чин великого освящения торжественнее, молитвы в нем содержательней. К тому же во время этого чина читаются особые прошения, в том числе и на изгнание злых духов. Но сила святой воды не в чине, а в действии через нее благодати Божией. Благодать же подается по нашей вере. В обоих чинах вода освящается по молитве Церкви действием Святого Духа. Бог же всегда подает Свою благодать в избытке, а не порционно, в зависимости от объема молитв.

Великое освящение воды не входит в число семи церковных таинств и таковым не называется. Но фактически это таинство, потому что любое действие Святого Духа является таинством, когда с тварным веществом соединяется нетварное действие Божие. Следует уточнить, что сила принадлежит Единому в Троице Богу. Нет отдельной силы Святого Духа, отдельной — Отца или Сына. Благодать принадлежит равно всей Пресвятой Троице. Однако иногда за богослужением можно услышать: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа», — или: «Благодать Святого Духа». Если она подается нам через Святого Духа, мы говорим «благодать Святого Духа». Так и на освящении воды мы просим, чтобы Господь ниспослал Святого Духа и освятил нам «воду сию».

О великой Крещенской святыне Фото: Антон Кардашов / АГН Москва

Помимо освящения воды в храме на Крещение существует традиция совершения крестного хода на Иордань. Это практикуется, если поблизости с храмом есть водоемы — реки, озера, источники. Там вода также освящается, и люди набирают ее как святую. В советское время, когда многие храмы были закрыты, в отдаленных деревнях люди узнавали, во сколько будут освящать воду в реке выше по течению и, зная, как быстро эта вода дотечет до их деревни, шли к этому времени на берег реки за святой водой. Так они проявляли благочестие. А те, кто был поусерднее, старались все же побывать в храме, чтобы помолиться за торжественной праздничной службой.

Часто спрашивают, правда ли, что в полночь на праздник Крещения Господня вода освящается повсюду: и в морях, и в реках, и даже в водопроводных кранах. Можно ли в это время набрать святой воды из любого источника?

Действительно, Господь Своим погружением в Иордан освятил не только его воды. Один из псалмов Давида содержит пророчество об удивительных явлениях, которые произойдут в физическом мире, когда он соприкоснется со своим Творцом, принявшим земную плоть: «Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять» (Пс. 113: 3). Но это не та Великая агиасма, которая освящается в храме. Церковная традиция освящать воду на Крещение берет начало именно от того события, когда Христос крестился в воде и этим освятил ее. Во время Великого освящения воды мы молимся, чтобы она служила освящению тех, кто ее употребляет, чтобы была во оставление грехов пьющим ее, во освящение кропящимся и помазывающимся ею. Поэтому недостаточно открыть ночью кран и набрать якобы святой водички. Исключение может быть сделано разве что для тех, кто абсолютно лишен возможности взять воду после совершения над нею чина Великой освящения. Остальным следует идти в храм и там брать воду, освященную через молитву и церковное богослужение.

Что же касается крестного хода на Иордань — это благочестивая традиция подобно вертепам на Рождество Христово, которые ставятся около храмов и радуют нас своим видом. Но ведь мало полюбоваться ими, поставить там свечки, а нужно побывать в храме на богослужении. Так и здесь: можно сходить помолиться на Иордань, но не стоит упускать главное — молитву и освящение воды в храме.

В древности по церковному уставу вода освящалась в храмах только в Крещенский сочельник. Позже к этому добавилась традиция в праздник Крещения ходить для освящения воды к естественным водоемам — рекам, озерам, родникам. Согласно современной практике, воду в храме освящают в течение двух дней — 18 и 19 января. Это породило еще одно заблуждение, когда начинают усматривать различия в воде, освященной в один из этих дней: спорить, какая из них «сильнее», называть одну «крещенской», другую — «богоявленской», приписывать им различное действие. Такие предрассудки бытовали в старину, когда неграмотные крестьяне считали, что одна вода предназначена для скота, а другая — для людей. Не стоит это вносить в нашу современную жизнь. Вся вода, освященная в эти дни, имеет одинаковую силу и благодать Божию. Вся она служит на пользу человеку, приступающего с верой, и относиться к ней надо в равной мере благоговейно.

О великой Крещенской святыне Фото: АГН Москва

В древности на Руси благоговейное отношение к святой воде доходило до такой степени, что перед тем, как ее выпить, нужно было прочитать ряд молитв и только тогда принимать ее строго натощак. Старообрядцы и поныне продолжают так относиться к святой воде. Благоговение перед великой агиасмой было настолько высоко, что в дониконовские времена бытовала еще и такая практика: если человека не допускали до причастия по той или иной причине, то, прочитав соответствующее правило, он мог причаститься святой водой. Все понимали, что это неравноценная замена причастию Тела и Крови Господа Иисуса Христа, но это совершалось, чтобы христианину не оставаться без святыни долгое время.

И поныне верующие сохранили такое благоговейное отношение к крещенской воде, что ее пьют только натощак, но ее можно пить и при возникновении потребности, например, при болезни, перед или после операции, помолившись, можно выпить крещенской воды. Но принимать ее надо как великую святыню: с благоговением и молитвой, а не просто сделать несколько глотков на всякий случай. Можно запить святой водой лекарство, чтобы Господь помог не только через врача, который это лекарство выписал, но и непосредственно Своей силой, подаваемой Им через святую воду.

Обычно святая вода не портится годами, а иногда она вдруг позеленеет, или осадок выпадет, или иначе изменится. Многих это смущает, и они говорят: «Это мне по грехам», «За мое не достоинство не хранится у меня святыня!» Но освящение воды не дает гарантию, что она не испортится. Освящение — это не консервант. Так что если вода изменилась, и ее пить нельзя, можно использовать ее для окропления жилища, одежды, домашних предметов обихода, или вылить в чистое, не попираемое место. А что касается греховности, то мы все грешные, и нет такой градации грехов, что от одних святая вода зеленеет, а от других — нет. Важно сохранять веру, а когда мы чувствуем свою греховность, то прийти к священнику и покаяться.

Для чего же надо пить святую воду каждое утро в продолжении всего года? Мы принимаем святую воду из желания, чтобы Христос освятил наши мысли, слова и поступки, чтобы Он действовал в нас. Есть и другие способы получить благодать Божию. С этой же целью мы молимся, читаем духовную литературу, посещаем богослужения, участвуем в таинствах, прикладываемся к иконам, держим пост, максимально используя все доступные нам средства, чтобы оставаться в единении с Богом.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.