Брошка госпожи Набиуллиной
А заинтересовали две любопытные вещи. Первая — что означает на этот раз брошка председателя Центробанка Эльвиры Набиуллиной. Вторая — что означает ее молчание в пятницу по срокам возобновления банком скупки долларов и евро, которая была приостановлена после драматичного падения рубля в январе. Про, так сказать, танцы с валютным курсом все скоро стало понятно. Набиуллина угадала, так как подошла новая порция негативной информации от, как уже принято говорить, англосаксов, которая опустила рубль к доллару, заодно опуская все мировые рынки. Эксперты стали чаще говорить про то, что мы имеем дело с достаточно опасным видом санкций через информационные вбросы, то есть что фактически санкции уже введены и они эффективны.
Вот, например, ряд зарубежных финансовых институтов уже придерживает выдачу кредитов российским компаниям. Впрочем, нашим поставщикам сырья за границу падение рубля выгодно — продают-то товар они за доллары, а платят работникам в рублях. К тому же, когда цена, к примеру, нефти на мировом рынке снижается, государство дает им денег в помощь. А когда повышается — опять дает, чтобы больше поставляли на внутренний рынок, а не тащили за границу. Видимо, действовать так, а не через пошлины, чиновники считают самым разумным. Сырьевикам хорошо, пока рублю плохо.
С брошкой все сложнее. Обычно Набиуллина цепляет на кофточки очевидные символы. Когда ставка снижается на радость производителям, которым для покупки новых станков или найма дополнительных работников нужны кредиты, — брошка изображает какого-нибудь лебедя. Когда ничего не меняется, брошь бывала в виде знака паузы. Как намек на скорое ужесточение денежно-кредитной политики являлась брошь в виде готового к прыжку хищника. А вот пятничный значок не сразу опознали. К вечеру финансисты сошлись во мнении, что он обозначал весы. Мол, надо ЦБ решить две задачи: удержать инфляцию и при этом не убить экономический рост. Да и сама Набиуллина сказала: «Можем ли мы обеспечить инфляцию в 4 процента к концу этого года? Без рецессии — нет».
Некоторые банки, кстати, еще до решения ЦБ по ставке стали поднимать свои процентные ставки по депозитам и, конечно, по кредитам. Скорее всего, как обычно, цена кредитов будет расти быстрее, чем доходы вкладчиков. Тем более что Набиуллина обещает дальнейший рост цены денег, процентов до одиннадцати. То есть надо трижды думать теперь о кредитовании. И, кстати, растут соблазны сдавать деньги в банки, выводя их со ставшего излишне волатильным фондового рынка.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции