Главное
Карта городских событий
Смотреть карту

Где находится рай

Общество
Что мы подразумеваем, когда говорим про рай, про ад? Есть ли некое место рая? Или, где место ада? Мы точно знаем, что в раю пребывают души святых и раскаявшихся грешников. В аду — души нераскаянных грешников. Знаем, что Христос сошёл в ад и разрушил его власть над умершими. Так что же мы имеем в виду, когда говорим о пребывании души в некоем посмертном состоянии: адском или райском?

Древнееврейское слово, обозначающее ад — шеол. Оно означает: пещера, бездна, пропасть, пучина. Шеол — это тёмное невидимое царство мёртвых.

У древних святых отцов можно встретить высказывания, что ад находится в центре земли. И он является вместилищем грешных душ. Но так они говорили, исходя из тех древних представлений, когда никто не изучал структуру земли. И действительно, где же ад?

Конечно, эти выражения — только попытка земным языком говорить о сложных духовных вещах. Позже эти выражения уточнялись. Теперь мы понимаем, что нельзя жёстко завязываться на словах — «вместилище», «место» пребывания грешников или праведников, потому что неправильно было бы материализовать место пребывания нематериальных душ. Ад или рай — это не место.

Если говорить об аде, то это образ мучения, господство дьявола и бесов над душой человека. Образ ада как «места» используется в Священном Писании символически, чтобы через него передать подвластность человеческой души дьяволу. Но там же, в аду, пребывали и души праведных людей до того, как Господь пришёл на землю, совершил Свой спасительный подвиг, сошёл во ад и разрушил его.

Все души: не только грешников, но и праведников, находились во тьме кромешной — в аду, в силу того, что человеческая природа отпала от Бога вследствие грехопадения. Если рай — это блаженство через единение с Богом, то лишение Бога, разъединение с Ним — это ад. Порой нам кажется, что это несправедливо. Как же так, праведники на земле молились Богу, каялись, приносили Ему жертвы, творили добрые дела, смирялись в сложных обстоятельствах своей жизни, а после смерти были разъединены с Богом, — пребывали в аду?

Это по той причине, что всех трудов человека было недостаточно для собственного спасения, пока Сам Господь не воссоединил человечество с Божеством. Соответственно, невозможным было и пребывание в Царстве Небесном. В Священном Писании, где говорится о времени пришествия Христа, указывается, что те, кто жили до этого, хотели бы жить во времена воплощения Сына Божия и хотя бы одним глазком увидеть то, что сотворил Господь.

Все подвиги человека, и прежде всего покаяние, по словам святителя Афанасия Великого, прекращают действие только его грехов, а не выводят из состояния тления. Это значит, что все труды ветхозаветных праведников, их слёзы и молитвы, только подготавливали их души к последующему восприятию Иисуса Христа. Однажды, говоря об Иоанне Предтече, Господь произнёс такие слова: «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его» (Мф. 11:11).

Эти слова означают, что святой пророк Иоанн Предтеча был выше всех ветхозаветных пророков, но ниже самого малейшего в Новозаветной Церкви. Он был «меньше» не в том плане, что его подвиг меньше, а в том, что его состояние в течение земной жизни, когда было только ожидание Христа, ещё до Его крестных страданий, было хуже, чем у самого малейшего в Церкви Христовой. Так и святой Иероним Стридонский трактует эти слова: «Всякий святой, который уже находится в общении с Богом, больше того, который ещё только воинствует», т.е. еще живет на земле.

Все ветхозаветные праведники не могли пребывать в раю, рай был закрыт. Но рай же, повторюсь, в данном случае это не какое-то определенное место. Потому что рай как «место» был на востоке земли. Там жили первые люди — Адам и Ева. Он был закрыт после их грехопадения, и этот рай впоследствии был уничтожен Всемирным потопом. После потопа его уже нет, и поэтому все праведники Ветхого Завета, несмотря на свою добродетельную жизнь, пребывали в аду — в шеоле, но в особом месте, а не с грешниками. Это особое место шеола в Евангелии называется «лоном Авраама».

Где находится рай Фото: Антон Кардашов / АГН Москва

Однако, следует отметить, лоно Авраамово, как и шеол (ад) — это не «место» в привычном для нас понимании этого слова. Это наименование символически передаёт состояние праведников, в котором они находились: они не мучились так, как грешники, они ждали, когда придёт Христос и освободит их от рабства дьяволу. Они переживали страдания от ожидания встречи со Христом, и осознавали, что Он придёт и всё это для них закончится. Итак, перед нами — разные состояния душ человеческих в шеоле: одни — в мучениях, другие — в ожидании Христа, в надежде Его увидеть и быть спасёнными Господом.

Ныне лона Авраамова в аду больше не существует. Потому что праведники сразу соединяются со Христом. Теперь, в отличие от ветхозаветных времён, человек имеет возможность начать этот процесс ещё в земной жизни, и продолжить его в вечности. Но сам ад существует и поныне, он никуда не исчез. Христос, сойдя в преисподнюю, навсегда сокрушил врата адовы. И если Христос их сокрушил, то их никто не восстановит. Но при этом разрушенный открытый ад закрыт изнутри для его обитателей. И тот, кто там пребывает, находится на основе осознанного им выбора. Они отвергли призыв идти за Христом в своей жизни и не захотели пребывать с Ним.

Вот жил человек на земле, совершал грехи, но не прилагал усердия к покаянию и не менялся, а после смерти ему открылось ужасное зрелище ада. Это его так поразило, что он захотел обратиться к Христу, как к своему Спасителю. Может ли он начать движение к Нему? Почему же нет: ведь ад разрушен, и путь к Христу открыт. Но здесь есть одно условие. Мы знаем, что после смерти у человека развиваются те качества, которые он заложил в себе во время земной жизни.

Однако, нам неведомо, что заложено в каждом конкретном человеке. Мы видим только некую поверхностность, — его внешнее поведение. Остальное от нас сокрыто, ибо только Господь видит и душу, и знает жизнь человека в целостности и совокупности. А поэтому нам и заповедано «внимать только себе» и «не судить других», ибо наше зрение грехов и немощей другого человека может быть глубоко обманчивым.

В связи с этим вспоминается распространённое выражение о том, чему удивится человек, когда попадёт в рай. Он удивится, потому что увидит там тех, кого не ожидал увидеть, и тому, что он там не увидит тех, кого ожидал увидеть в раю.

Рай — это собственно пребывание в единении с Богом. Это жизнь со Христом и во Христе. И она начинается здесь на земле через перенесение скорбей, болезней, испытаний, через совершение добрых дел, через любовь к ближнему, как к самому себе. Не все готовы к этой мысли, потому что привыкли понимать рай как некую блаженную жизнь, когда всего много, всё красиво, безопасно, нет ни смерти, ни болезней, ни воздыханий. Но быть с Христом лучше всего этого. Пребывание с Ним — это высшее блаженство, это и есть обещанный Богом человеку рай, ибо Христос вводит нас в вечность. «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17: 3).

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Подкасты