Создать русский фастфуд легко
Размер грантов будет зависеть от площади открываемых точек и ряда других особенностей их работы. Это очень хорошая новость, поскольку для развития подобных сетей в Москве все есть. Во-первых, и это главное, — есть спрос. Мы привыкли ходить в такие рестораны. Во-вторых, есть кадры — огромное число людей, которые в подобных сетях работали и знают технологию производства. В-третьих, Россия уже давно производит оборудование для подобных сетей.
Ведь там по большому счету ничего сложного — плита, холодильник и фритюрница. Подобные сети, открою секрет, практически ничего не готовят. Там нет поваров. В ресторанах быстрого питания лишь разогревают приготовленное в другом месте! Неужели мы разогреть не сможем?
Но есть, конечно, и сложные моменты. Первый и главный — цены. Почему в зарубежных сетях они такие низкие? А потому, что ресторанов у них сотни и все ингредиенты они закупают крупным оптом. Чем больше опт, тем ниже цена. У нас, к сожалению, пока так не получится — во всяком случае, на первом этапе. Второй важный момент — уходят не все сети. Некоторые очень даже остаются и озвучивают планы по расширению. Что это значит? Что они рассчитывают прийти в освободившуюся нишу первыми.
То есть у наших сетей сразу будут серьезные конкуренты, давно работающие на рынке. Третий момент — сам уход зарубежных сетей пока под большим вопросом. Дело в том, что вход на этот рынок — рубль, а выход как минимум два. Простой пример: ресторан заключил с торговым центром договор аренды помещения на 25 лет. В случае его расторжения придется заплатить огромную неустойку. А если ресторанов сотни?
Второй момент — договоры с поставщиками продуктов и полуфабрикатов. За их досрочное расторжение тоже придется заплатить. Кстати, именно поэтому крупнейшая сеть фастфуда, которая вроде бы закрылась, на самом деле работает, «распродавая остатки». А остатков там, на минуточку, — целые контейнеры! Третье — люди. И по российскому законодательству, и для поддержания имиджа компании им нужно платить выходное пособие, а это тоже огромные деньги. Четвертое — украинский кризис рано или поздно закончится. В общем, не факт, что уйдут вообще.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции