Главное
Карта городских событий
Смотреть карту

XXI век: человек и техника

Общество
Техника все больше заменяет человека. Берет на себя часть работы — и все более значительную и значимую часть. Появляются программы, позволяющие все посчитать, проанализировать автоматически и сделать какие-то выводы, принять решение. Как это отражается на жизни человека? И какие перспективы у такого вектора движения?

С одной стороны, техника делает жизнь человека легче. Берет на себя какой-то однообразный тяжелый физический труд, позволяет сделать что-то такое, что сделать только руками человека, без применения механизмов было бы невозможно. Техника позволяет нам гораздо быстрее добраться до нужного места. Развитие техники позволяет нам находиться на связи постоянно, быстро отсылать письма или короткие сообщения, общаться по телефону.

С другой стороны, развитие техники в каком-то смысле все больше вытесняет самого человека и делает его все более зависимым от техники.

Многие процессы производства автоматизируются, и человеческий труд там становится не нужен или почти не нужен. Как следствие — сокращение сотрудников. Люди остаются без работы. И об этом нужно сказать особо. Говорят, что техника вытесняет человека в первую очередь из тех областей, где труд однообразный, механический, не требующий особого творчества. Утверждают, что люди по-настоящему образованные, думающие, созидатели будут востребованы всегда. Даже если это действительно так (хотя это и не всегда так оказывается на практике), то как быть людям другим, без выраженного творческого начала и высшего образования? На самом деле техника на сегодняшний день уже «присвоила» целый ряд умений, знаний, которые раньше были свойственны как раз людям творческим, образованным. Так что ни творческая жилка, ни какое бы то ни было образование не дадут уверенности, что техника не «захватит» какие-то еще области деятельности, что еще больше людей не попадут под сокращение штата.

Можно было бы возразить: сегодня людям советуют менять профессию, сферу деятельности, осваивать новые для себя области, получать еще образование. Мозг работает, человек активен… Вот только заметили ли вы, что в последнее время у нас все меньше настоящих специалистов своего дела? Как формируется настоящий специалист? Он получает образование. И образование настоящее, предполагающее не изучение «по верхам», а фундаментальные для этой области знания. Далее он идет работать и приобретает практический опыт. И этот опыт не может быть заменен чем-то другим. Человек сам должен этим заниматься, пробовать, ошибаться, исправлять ошибки, набивать шишки. Человек может быть быстрым, умным, сметливым, сообразительным, но пока у него нет опыта, настоящим специалистом он не станет. Люди раньше всю жизнь отдавали одной профессии. И были действительно специалистами. Образование — практика — самостоятельный труд — повышение квалификации — свои находки, профессиональные наработки — это и формировало настоящего специалиста. Если же человек вынужден менять сферу деятельности, то когда же он успеет наработать практику, опыт? Сам он может считать себя профессионалом, специалистом, но на самом деле это же не так.

Еще одно образование? Но будем честны: всегда ли еще один диплом означает, что человек действительно стал специалистом в еще одной области? Или это нередко знания очень и очень «по верхам», человек мало что знает, и хорошо будет, если хотя бы не навредит… Часто ли это еще одно образование действительно предполагает длительный срок обучения, глубокие знания? И честные современные люди, сравнивая себя с предыдущими поколениями, представители которых всю жизнь отдавали одной профессии, спрашивают себя: «Кто ж я на самом деле? Образование основное у меня — вот такое. И по диплому я поработал первые года три. Потом я перешел в сферу, имеющую отношение к моему образованию, но косвенную. Потом еще попробовал поработать немного в другой области. Еще образование получил… за несколько месяцев. Что-то сам освоил. В итоге по специальности в дипломе не работаю и понимаю, что часть знаний безвозвратно забыта, часть навыков, полученных по специальности в молодости, утеряна. Сейчас там еще произошли изменения, в таких условиях я никогда не работал. В той сфере, где работаю сейчас, есть опыт, но нет специального, фундаментального образования именно для этой специальности, т.е. реально знаю гораздо меньше, чем хорошо бы знать для этой работы. Вот Иван Петрович несколько десятилетий работал в школе — он учитель, профессионал. Тамара Яковлевна с молодости до старости трудилась в одной и той же больнице, медсестрой была — она профессионал. Сельский механик Федор Павлович по звуку трактора безошибочно определял поломку, всю жизнь в мастерской по ремонту работал — он специалист. Так кто же я?»

Раньше человек в течение жизни углублял свои знания в профессиональной области. Повышение квалификации предполагало новые знания в той сфере, где человек работает. Сегодня новые знания часто сводятся к освоению новых технологий. А в своей профессиональной сфере человек не успевает освоить что-то новое. Повышение квалификации прошло, но там не было ни слова по профессии — только современные информационные технологии. Это своеобразный замкнутый круг. Новые информационные технологии быстро становятся «старыми», и бесконечно приходится осваивать следующие «новые», которые устареют еще быстрее. А знаний по профессии у человека не прибавляется.

Развитие техники нам часто не оставляет выбора. Очень многое сегодня можно сделать только в электронном виде. Повторю: выбора не осталось. Даже если на практике вам было гораздо удобнее со всех точек зрения что-то традиционное, оно вытеснено, и вы тоже обязаны в очередной раз пользоваться чем-то новым для себя. Каждый из нас вынужден осваивать сферу, в которой не является специалистом, которая может и вовсе не привлекать. По факту мы как тот самый сапожник, который вынужден еще и пироги печь. Или как пирожник, вынужденный чинить сапоги. Только в басне Крылова они сами готовы были не за свое дело взяться, а в наши дни каждый из нас вынужден регулярно «действовать» в сфере подчас очень далекой от той, где мы действительно разбираемся.

XXI век: человек и техника Фото: АГН Москва

Можно предположить, что интеллектуальные машины все больше работы будут брать на себя и в дальнейшем. И столько работающих людей для экономики будет не нужно. Можно предположить, что появятся пособия, на которые многие люди будут жить, не работая. Но заманчиво ли это? Одно дело — если человек не работает, т.к. ухаживает за маленькими детьми, старыми больными родственниками, если он занимается чем-то, что сейчас не приносит ему никакого дохода, но приносит или принесет в будущем пользу людям. Совсем другое — если человек, не работая, ничем особо не занят, пребывает в праздности. Но человек создан не для праздности. Она для него противоестественна. Иметь свободное время на отдых, для каких-то любимых занятий, для общения, прогулок, интересных поездок замечательно, это одно. А пребывать все время в праздности — ничего хорошего в этом нет. Праздность — основа многих пороков и бед. Она толкает к необдуманным шагам, заставляет искать «новых ощущений», толкает на преступления. Человек все больше отрывается от реальности. Не трудясь сам, он все меньше ценит труд другого.

Есть и еще одна сторона. Человек, долго не работая, теряет важные жизненные навыки, в том числе социальные. Представим, что ситуация изменилась, что больше жить на пособия нельзя. Нужно где-то работать, а у человека опыта нет и ничего делать не может. Для многих людей отсутствие работы будет означать и отсутствие всякой уверенности в какой-нибудь стабильности. И это скажется на их состоянии во всех смыслах. Кроме того, праздность, к сожалению, часто способствует тому, что человек поддается вредным привычкам.

Еще одна опасность заключается в том, что человек становится все более зависимым от техники. В позапрошлом веке самое простое хозяйство крестьянина было автономным: печь в избе, за дровами сам, вода в колодце, огород свой, скотина своя. Это была трудная жизнь, но человек умел и мог выжить во многом своими силами. В прошлом веке люди, желая куда-то попасть, изучали карты дорог, спрашивали других людей. Сейчас гаджет проложит маршрут, ответит на многие вопросы при путешествии. Но что будет с человеком, если устройство сломается? Сможет ли он доехать до нужного места? Сможет ли выйти куда нужно, если заблудится? Современный человек привык к комфорту. Но одно только отключение электричества может его лишить почти всего привычного комфорта. И что может сделать наш современник в этом случае?

Техника многое делает за человека. Но то, что не используется, ослабевает. Устройство все знает и все нам напоминает? Слабеет память. Устройство делает за нас это, это и это? Мы сначала теряем скорость в этих действиях, автоматизм, а потом не замечаем, что разучились что-то делать. Устройство развлекает нас? Мы постепенно разучимся занимать себя сами и все меньше будем общаться с реальными другими людьми — снова потеря навыков. Можно было бы список продолжать еще и еще.

Бывает, что у человека по здоровью ограниченные возможности. Родные люди делают для него многое. Но то, с чем он сам в состоянии справиться, просят делать самого, даже если он уговаривает и это сделать за него. Они злые, не сочувствуют ему? Нет. Они знают, что, если человек не будет делать то, что может, эти навыки уйдут без применения, его состояние еще ухудшится, он станет еще более беспомощным. Похожая ситуация с пожилыми людьми, у которых выраженные возрастные изменения, в том числе проявления деменции. Отец или мать стары, взрослые дети за ними следят, ухаживают, заботятся о них. И вдруг просят их помыть за всеми посуду или передвинуть стулья либо еще что-то несложное.

Посторонние недоумевают: зачем просят именно старого человека об этом? На самом деле просят обычно о чем-то таком, что не предполагает больших усилий, долгого времени, что человек успешно делал всегда. Просят, чтобы человек что-то делал, чтобы сохранялись навыки в работе. Возьмите в монастырях, там дают послушание всем, чтобы они чувствовали, что они часть обители. Это помогает человеку держаться. Потом пожилого человека обязательно благодарят, предлагают отдохнуть. И он чувствует себя нужным. Если же не предлагать никакой деятельности, делать все самим (на самом деле это было бы проще и быстрее), еще сохранившиеся навыки, умения быстрее угасают. Я не раз слышал, как некоторые пожилые люди сами говорят более молодым родным: «Не делайте за меня то, что я могу сам. Если я не буду делать ничего, забуду все, а я хочу жить активно».

Думаю, понятно, почему приведена эта параллель? Когда техника делает за нас и для нас слишком много, а мы к этому привыкаем, мы сами теряем умения, навыки, какие-то человеческие качества. А Бог создал человека к созиданию. И что с нами будет, если гаджет сломается или еще с каким-то устройством что-то произойдет?

«…Нет ничего нового под солнцем», — сказал древний мудрец (Еккл. 1; 9). Тут есть над чем подумать. Конечно, во времена царей Израильских не было и не могло быть нынешних сверхсовременных технологий. Но не напоминает ли все это уже когда-то бывшую историю с Вавилонской башней (Быт. 11; 1-9)? Тогда были плинфы, теперь цифры… Богу ничего не стоит вернуть человека на тысячелетия назад. «У Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2 Пет. 3; 8). Бороться с развитием техники я не призываю. Но опасно, если техника поработит нашу волю и человек станет ее рабом. Интеллектуальные технологии развиваются быстро, но при этом очень важно следить за тем, что происходит с человеком и с человечеством. И что будет происходить. Человек не должен в погоне за новыми достижениями забыть о Творце, о своем призвании — быть в единстве с Богом. Интеллектуальные технологии не должны стать нашим кумиром, это только средства решения тех или иных вопросов, а целью человека является обретение спасения во Христе Иисусе.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Подкасты