Пакистан между двух огней
Почему все это происходит? События, как ни странно, тесно связаны с Россией, Украиной и США. Дело в том, что Хан в свое время занял независимую позицию. Он не стал присоединяться к санкциям против России. Не стал создавать напряженность у южных границ нашей страны. Кстати, США и ЕС призвали Пакистан осудить Россию за «агрессию» на Украине, но Имран отказался.
Больше того, он даже встретился с Владимиром Путиным и ответил, что Пакистан «не является рабом, выполняющим приказы какой-нибудь страны». Этого Штаты ему не простили. Сам политик давно утверждал, что козни против него инспирированы и финансируются из-за границы.
Во время митинга в Исламабаде 27 марта он показал письмо, в котором говорилось о подготовке заговора с целью его свержения. Обращаясь к нации 31 марта, он упомянул США и сказал, что оппозиционные партии помогают воплощать этот план.
По словам премьера, в письме есть угрозы о том, что, если отставки не будет, Пакистану «придется столкнуться с последствиями». Тут надо понимать три вещи. Первая — Пакистан сильно зависит от Китая, это его главный экономический партнер и инвестор. А Китай Россию поддерживает.
Второй момент — рядовые пакистанцы всем сердцем ненавидят США. И для этой ненависти много поводов. Когда, например, американцы воевали с афганскими моджахедами, они, особо не разбирая, совершенно спокойно бомбили и территорию соседнего Пакистана — дескать, там укрылись террористы. И граждан Пакистана в ходе войны погибло тоже немало!
Третий момент: политическая элита Пакистана в массе своей как раз проамериканская — так повелось со времен афганской войны с участием СССР. Элита в США училась, имеет там счета, недвижимость, у многих двойное гражданство... Вот эта элита и выполнила заказ своих хозяев — «свалила» неугодного Штатам премьер-министра.
Ситуация осложняется тем, что официально парламент страны, который вынес Имран Хану недоверие, вообще-то распущен, а значит, его решение нелегитимно! Так что вопрос о власти будет решаться не Имран Ханом, не парламентом, а, как обычно, армией. С одной стороны, это всегда была проамериканская сила. С другой стороны, Имран Хан может сделать ставку не на нее, а на досрочные выборы, в ходе которых может вполне официально вернуться в кресло премьер-министра.
Дело в том, что антиамериканские настроения в Пакистане очень сильны, и свое слово может сказать «пакистанская улица» — рядовые избиратели, недовольные Штатами и своей продажной элитой.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции