Этап эмиграции уже пройден
Они отличаются от обычных сотрудников тем, что для создания продукта им нужны единственные средства разработки — это ноутбук, голова и какое-то спокойствие. Недаром они часто работают на природе, особенно это было заметно во время пандемии.
Действительно, в прошлом месяце были волны отъезда ИТ-специалистов из зарубежных корпораций, которые начали уходить с российского рынка и пытаться забирать специалистов. Но нужно понимать, что айтишник, работавший в иностранной компании и переехавший в условный Ереван, даже работая в России, мало чего приносил стране. Налоги для иностранных компаний низкие, а вся интеллектуальная собственность принадлежала корпорациям.
Другое дело, если айтишник работал в отечественной компании и его релоцировали. Это происходит в очень маленьких объемах. Оперштаб и правительство сейчас нацелены на помощь айтишникам. Обсуждаемые и принимаемые меры направлены на то, чтобы отечественные компании производили новые рабочие места, создавали новые продукты, чтобы у них был оборотный капитал.
Для этого предоставляются кредиты, гранты на разработку, дается отсрочка от службы в армии для специалистов, предлагается льготная ипотека. Задача заключается в том, чтобы сотрудники зарубежных корпораций переходили в российские.
Сейчас отток прекратился, и есть даже некоторый возврат. Есть примеры конкретных ИТ-специалистов из Москвы, которые вернулись и продолжают работать на родине. Я считаю, что этап ИТ-эмиграции мы уже прошли.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции