Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

«Лето Господне» — итоги

Общество
Кажется, совсем недавно мы встречали финалистов старшей возрастной группы международного детско-юношеского литературного конкурса имени Ивана Сергеевича Шмелева «Лето Господне». Но вот уже и младшая (12–14 лет) и средняя (14–16 лет) группа побывали в Москве.

Ребята из старшей группы почти взрослые, гораздо более определившиеся, нередко заметно более сдержанные, в том числе в своих творческих работах. Ребята помладше более непосредственные. У старших школьников всегда видна работа над собой, над способностями, которые дал Господь. То, что они создают, уже не только плоды, воплощение способностей, но и результат их собственных трудов. У младших способности еще менее «отшлифованы», поэтому заметнее, что именно этому юному человеку дано от природы, заметнее «стихийные», природные особенности таланта слова.

Говоря о ребятах из младшей и средней группы, я хочу поблагодарить их родителей, бабушек и дедушек, старших братьев и сестер, крестных, педагогов школ, где ребята учатся, библиотекарей, которые не жалеют время на работу с юными читателями, священнослужителей. Одним словом, всех людей, кто внес свой вклад в формирование этих юных авторов, в их христианское возрастание, творческое развитие. Если юный человек растет начитанным, проникнут мыслями из хороших книг, думающим, совестливым, если его творческий дар получает правильное развитие, в этом всегда есть заслуга старших. И замечательно, что такие старшие есть рядом с нашими ребятами.

Каждый год я с самым искренним интересом читаю работы ребят. В этом году они писали, например, об ответственности каждого человека за то, что происходит в мире. Об ответственности очень разумной: за то, на что человек может повлиять, изменить. Например, беречь природу, заботиться об экологии, сохранять красоту Божьего мира или проявить любовь к беззащитному котенку, выброшенному на улицу злой человеческой волей. Писали о повседневной жизни в многодетной семье, о трудах и радостях.

Брали ребята и не самые простые темы. Например, рассказывали истории военных лет, из которых становилось видно, что человек с репутацией самого лютого зверя может вдруг проявить милосердие и помочь. Были и рассказы, в которых многое указывало на то, что именно тот, кого подозревают почти все, и совершил злые дела. Но все же этому не все люди верили. И оказались они правы. Не всегда тот, кто кажется наиболее вероятным преступником, вором, является им на самом деле. А скорая расправа над подозреваемым оказалась бы самым настоящим преступлением.

На конкурс «Лето Господне» поступили работы в разных жанрах. Это и сказки, рассказы, работы в форме дневниковых записей, в том числе написанных от имени известных исторических лиц. Это была творческая попытка увидеть происходившее несколько веков назад глазами князя, рассказать об этом его устами. Один из не самых частых жанров — рассказ об экскурсии, которую придумала и организовала участница конкурса, желая поделиться знаниями о любимом писателе, провести по дорогим ему местам. Очень интересный опыт.

Рад отметить, что немало произведений посвящено святому благоверному князю Александру Невскому. Ребята интересуются личностью князя, эпохой, в которую он жил, описывают культурные и духовные обычаи его эпохи. Значит, они этим интересуются. Конечно, наши юные авторы будут взрослеть, и я надеюсь, что со временем они прочитают немало серьезных исторических трудов об Александре Невском, об очень непростом времени, в которое ему довелось жить и править. Но уже сейчас ребята понимают суть сделанного князем для родной земли, для современников и потомков.

«Лето Господне» — итоги Фото: freeimages.com

Интерес к родной истории формирует достойного человека. Если знаешь и помнишь о трудах предков, если стараешься больше узнать о защитниках Отечества, которые в разные времена отстаивали родную землю, о мучениках, сохранивших Православную веру в годы советского богоборчества, о строителях наших городов и устроителей обителей, немыслимо не стремиться самому соответствовать званию «потомка» таких людей, того, кому они завещали хранить и преумножать наследие.

Подвиги священнослужителей во время Великой Отечественной войны, вклад самых разных людей в общее дело победы тоже становятся темой работ наших участников. Отрадно, что ребята знают об этих событиях, что память не прерывается. Ребята пишут о произведениях Федора Михайловича Достоевского. Для средней и младшей группы это особенно похвально: не каждый человек в этом возрасте хотя бы открывал книгу этого писателя. А здесь видно внимательное неравнодушное прочтение.

Были работы о произведениях Константина Георгиевича Паустовского, Ивана Сергеевича Шмелева, Александра Сергеевича Пушкина. Безусловно, я перечислил не все темы и не все жанры. Их гораздо больше. Но перечисленное мной уже ясно показывает: у нас растут интересные, читающие, творческие, неравнодушные ребята. Есть основания смотреть в будущее с оптимизмом.

В живом общении ребята спрашивали, как можно еще улучшить их сочинения. Я бы посоветовал больше обращать внимание на внутренний мир людей, о которых они рассказывают. Мы не ждем от школьников психологизма уровня зрелых авторов, это очевидно. Но шажки в сторону большего внимания к внутренней жизни героев их работ можно начинать делать уже сейчас. Например, яснее показать борьбу в душе и сердце человека, когда он решает, как же ему следует поступить, по совести или согласно своему «хочу».

Как показана внутренняя жизнь в притче о блудном сыне — вот один из высоких образцов, которые нужно перечитывать десятки раз. Читать Евангелие, снова и снова обращаться к Евангелию — это необходимо для человека, называющего себя христианином, в том числе для юного человека. Это необходимо для автора любого возраста, создающего произведения в рамках нашей — в основе своей христианской — истинной культуры.

Святитель Феофан в слове на Великую Субботу 3 апреля 1865 г. сказал: «Брань теперь у князя тьмы с Господом. Поле брани сердце человеческое». Внутренняя борьба между грехом и добром происходит в сердце каждого человека, и юный литературный творец должен это почувствовать и в жизни своего героя описать. Мастерство ребят, если они будут трудиться, будет расти. И я надеюсь, что этическая составляющая их сочинений всегда будет на высоте.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.