Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Передать чувства без слов

Общество
«Лгать можно только словами. Потому что тело не умеет врать» — эта фраза каждый раз всплывает в моей голове, когда я начинаю говорить или думать о пластическом театре. Но что это за зверь и с чем его едят?

Все просто. Это театр, где не говорят, где используется и главным выразительным средством становится язык тела. Не пантомима и не танец, а особый жанр — пластический спектакль, в котором режиссер-хореограф из разрозненных движений, образов создает цельное высказывание.

На этот раз фраза вспомнилась мне в связи с постановкой «Арбенин. Маскарад без слов» в Театре сатиры. Это первая премьера объединенной труппы двух театров (Сатиры и «Прогресс-сцены Армена Джигарханяна»), поставленная недавно назначенным главным балетмейстером Сергеем Землянским. Спектакль по драме Михаила Юрьевича Лермонтова «Маскарад» играется без слов чуть больше полутора часов. Ничего подобного в Театре сатиры раньше не ставили. Зрителей готовят к необычному представлению, предлагая прочесть либретто, чтобы освежить сюжет. Специально подготовили проект «Чувства без фальши», где учат, как смотреть такой спектакль.

Передать чувства без слов Фото: Владимир Федоренко / РИА Новости

Еще мне запала в сознание фраза о том, что Землянский работает в «уникальном жанре wordless-drama». Надеюсь, со временем пойму его отличительные особенности. Но, оттолкнувшись от этого термина, задумалась: как много пластических постановок идет в театрах Москвы? Знаю акробатический спектакль «Реверс» в Театре мюзикла. Постановки хореографического театра «Балет Москва», например «Все пути ведут на Север», «Крейцерова соната» и другие. Танцевально-драматическое действо «Дыхание памяти» в Театре имени Пушкина. Не так уж и много названий сразу приходит на ум...

И тут еще важно различать, что есть танцевальный театр, пластический, а есть и физический. Чем они отличаются друг от друга, можно угадать по названиям — вниманием к хореографии, к естественности, к возможностям человеческого тела. Впрочем, это довольно грубые пояснения, а за каждым из определений стоит большая история.

Но не буду углубляться в историю, а попробую передать, почему для меня пластические постановки — одни из самых привлекательных. Вернемся к началу — тело не обманывает. Люди так устроены, что инстинктивно считывают эмоции и состояния друг друга, да и других живых существ тоже, если на какое-то время довериться не знанию и осмыслению ситуации, а ощущениям. Мне тяжело даются эксперименты современного театра с искажением и обессмысливанием текста. Но там, где его нет, мне легко. В пластическом спектакле едва ли можно считывать что-то неправильно, не разобраться в отношениях героев. Потому что конфликтное противодействие и абсолютное приятие там очевидны. Главное — прекратить стараться понимать, но научиться воспринимать происходящее.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.