Запад не способен вырастить специалистов
Болонская система кует винтики: это когда выпускник вуза может успешно работать только в рамках заданной технологической карты. Ему сказали делать это, это и это. Вот он и делает — четко, правильно, эффективно. Но как только он сталкивается с необходимостью сделать что-то новое, сделать какой-то нестандартный ход, он пасует.
Почему в СССР было так много изобретателей? Потому что высшее образование воспитывало в студенте творческое начало. Он мог посмотреть на знакомый предмет под новым углом, что-то выдумать. Нынешний студент на это не способен. Почему? Потому что еще в школе он не столько учился, сколько готовился к ЕГЭ, сдавая который, нужно быть усидчивым: зазубрил, запомнил, сдал. Затем, уже в вузе, он тоже не решал творческих задач.
Вот я, например, преподаю магистрам, то есть людям, отучившимся в вузе четыре года. Иногда я прошу студентов написать по моим лекциям эссе — изложить материал своими словами. Это просто беда! Примерно 70 процентов магистров (!) не могут внятно выразить свои мысли! Кстати, после стажировки в западных вузах эта способность еще больше снижается. Сейчас даже Запад понял, что Болонская система работает плохо. Она не может вырастить специалистов, способных на прорывные решения.
А ведь сейчас, когда человечество уперлось в технологический тупик, нужны именно прорывы! Стоит ли удивляться, что, например, в Силиконовой долине работают китайцы, японцы, индусы и кто угодно, потому что парни, окончившие самые престижные американские вузы, новые технологии изобрести не в состоянии. Их производят выходцы из стран, где система высшего образования совсем другая.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции