Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Они говорят о самом главном — вере, любви, совести

Общество
9 июня  прошла церемония избрания и награждения лауреатов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Мы узнали имена лауреатов 2022 года. Это архимандрит Дамаскин (Орловский), Николай Александрович Зиновьев и Михаил Андреевич Чванов. Вклад каждого из них в нашу культуру неоспорим. Но когда речь идет о литературе, об искусстве, каждый из нас умом признает большой, цельный вклад достойных авторов, а сердце все же выделяет среди всего созданного ими то, что особенно близко именно нам как читателям, зрителям, слушателям.

Когда я говорю о Михаиле Андреевиче Чванове, то часто вспоминаю его же высказывание о себе самом из эссе «Крест мой». В нескольких словах передано не все (безусловно, далеко не все), сделанное и созданное этим человеком, но при этом, как мне кажется, передана основная суть сделанного им: «Уже в 18 лет я твердо знал, что буду писателем. Моя мечта в какой-то степени осуществилась, хотя во мне, без сомненья, умер с болью крупный геолог или географ […], знаю только, что я был честным писателем, но уже в 20 лет мое имя было вписано в географические справочники как первоисследователя крупнейших пещер Урала». Двумя названными сферами интересы и деятельность Михаила Андреевича Чванова не ограничивались и не ограничиваются: «Параллельно с главным, с прозой, время от времени я обращался еще к литературному краеведению. Исключительно из чувства досады: неужели никого не интересует, что за великие люди жили до тебя на этой земле?!

Потом, как я считал, из-за недостатка времени, сузил тему: стал писать о местах в Башкирии, как правило, оскверненных, связанных с замечательным детским писателем (намеренно вслед за другими повторяю это определение, для меня он тогда тоже был лишь замечательным детским писателем) Сергеем Тимофеевичем Аксаковым. Меня поражало, что люди не знают, что в Уфе сохранился дом, в котором он провел раннее детство и который так ярко описан в «Семейной хронике» и «Детских годах Багрова-внука». Напомню об этом людям, думал я, а дальше, глубже, пусть занимаются другие, кому это положено. Но получилось иначе. Мир Аксаковых все больше забирал меня…». Напомню, что Михаил Андреевич Чванов много лет трудится на посту директора мемориального дома-музея Сергея Тимофеевича Аксакова. Но посвящает он себя не только изучению и сохранению наследия С.Т. Аксакова, но и всей большой семьи Аксаковых, давшей нашей культуре, истории не одного талантливого, деятельного человека.

Одним из важных своих дел он считает восстановление храма в имении Аксаковых: «26 сентября 1995 года во время уже Пятого Международного Аксаковского праздника в селе Надеждине при поднятии большого церковного колокола, иначе Благовеста, которое совершалось при большом стечении народа, и самые большие нынешние русские писатели по моему зову приехали на сие торжество, (и вдвое согнутая деревенская старушка, одна из тех, которые в войну и после войны по причине убиенных или пропавших без вести мужей и безлошадности впрягались в плуг и, в конце концов, вытянули Россию из разрухи, со светлым и уже нездешним взором поклонилась мне: «Теперь, батюшка ты наш, еще бы с домом священнику помог, да иконостас новый…», отчего защемило у меня сердце и защипало в глазах), стоя на пронизывающем студеном ветру, я вдруг потрясенно и в то же время не без горечи, — еще жила надежда, что у меня, как у писателя, не все позади, что самого главного я еще не написал, — подумал: «А не это ли мое истинное Предназначение на Земле, иначе говоря, Крест мой — возродить из руин Божий храм и тем самым дать последнюю радость этим великим русским женщинам, которые и есть Россия?» Действительно удивительные слова, Михаил Андреевич сказал своей жизнью.

Архимандрит Дамаскин (Орловский) — человек разносторонне одаренный, талантливый, трудолюбивый. Священнослужитель, профессиональный историк, выпускник Литературного института, он выбрал поле деятельности, где востребованы все его основные дары, все сферы, в которых он настоящий профессионал: сохранение памяти о новомучениках. Я ценю все его труды. Но в небольшой статье их не охватить, поэтому назову хотя бы одно произведение.

У архимандрита Дамаскина (Орловского) есть книга с названием, которое можно считать афоризмом: «Человек — это его совесть». Это житие священномученика Евгения (Зернова), митрополита Нижегородского и Арзамасского. В предисловии к книге, озаглавленном так же, как и вся книга, «Человек — это его совесть», монахиня Евфимия (Аксаментова) пишет: «Подвиг начинается там, где слышит человек голос своей совести, которая к любому из нас и во все времена предъявляет равные требования. В названии нашего предисловия использованы слова блаженного Августина. По отношению к ним священномученика Евгения (Зернова) можно было бы назвать невольником, узником своей совести, не умевшим противиться ее повелениям. Голос совести никогда не сулил ему ни личного благополучия, ни спокойствия — в этом смысле он был мучеником и исповедником веры еще задолго до лагерей, ссылок и расстрела».

Архимандрит Дамаскин приводит фрагмент письма тогда еще иеромонаха Евгения (Зернова) епископу Псковскому и Порховскому Арсению (Стадницкому), в котором он обращается за советом и просит нравственной поддержки: «Я не знаю, как поступить, подписаться под докладом в Учебный комитет не позволяет совесть, ибо там очень много лжи, не подписываться — неумолимых врагов наживешь». Поступает он в итоге так, как велит совесть. Но обратите внимание, как точно показан в выбранном фрагменте сам нравственный выбор: не между собственной выгодой и велением совести, а между нежеланием испортить отношения с окружающими, способствовать вражде в этих отношениях и велением совести.

Они говорят о самом главном — вере, любви, совести Фото: Pexels / Caio

В книге представлен весь жизненный путь священномученика Евгения (Зернова). Как и все труды архимандрита Дамаскина, это житие составлено с опорой на множество исторических, в том числе архивных, источников. Но не только жизнеописание священномученика Евгения (Зернова), представлено в книге. Здесь есть и рассказ о значимых событиях первой половины прошлого века, и сведения о людях, с которыми встречался в разное время главный герой книги. Читатель погружается в то время, порой как будто видит происходящее глазами человека, жившего в те годы. Современный человек очень привязан к комфорту, к благам цивилизации. Я очень ценю мудрых, зрелых, талантливых авторов, способных в художественной форме напомнить, что есть в жизни немало такого, что важнее комфорта, не он определяет суть жизни, не он приводит к счастью. У Николая Александровича Зиновьева есть строки, в которых поэту удалось ясно показать, что не комфорт, не блага цивилизации составляют главное в жизни, что не этим определяется то, что по-настоящему важно:

Ни электричества, ни газа.

Хозяйке скоро сотня лет.

Но, как ребенок, ясноглазо

Глядит она на белый свет.

Кривая ветхая хатенка,

В сенях старинный ларь с мукой.

Такую хату, как котенка,

Погладить хочется рукой.

Над крышей хаты с кроной вяза

Сплелась могучая ветла…

Ни электричества, ни газа.

Но сколько света и тепла!

Уют, ощущение дома, тепло, свет — все это зависит во многом от человека, который в этом жилище живет. Домик старый, маленький и ветхий, в нем нет благ цивилизации, но есть человеческое тепло и ощущение света.

Лирический герой стихотворения «Звездное захолустье» вспоминает родной домик, в котором тоже не было благ цивилизации, который был где-то в тихом малоизвестном месте («захолустье»). И воспоминания эти сильнее и роднее любых других, даже если те другие — о самых ярких событиях и о красивейших дворцах. Возможно, нет уже и самого того домика, но в памяти он остался навсегда:

Средь звезд, в немыслимой дали

Теперь та хата, где родился,

Где мальвы пышные цвели

И борщ на примусе варился…

Доныне в памяти ношу

Я то родное захолустье

И с неизменной тихой грустью

На небо звездное гляжу…

Деятельный интерес к литературному краеведению, любовь к родному захолустью, сохранение памяти о наших земляков, не предавших своей веры, не отказавшихся от нее и под страхом смерти — об этих важнейших составляющих настоящей, полноценной жизни напоминают читателям лауреаты Патриаршей литературной премии этого года.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.