Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Разрыв поколений. Находите время поговорить с детьми

Общество
Время идет, в нашей жизни что-то меняется. Не всегда это заметно в потоке повседневности. Но когда сравниваешь опыт людей с разницей в возрасте 10, 20, 30 лет, понимаешь, что это во многом разный опыт. И мы нередко не учитываем, что у наших родителей, детей, старших или младших братьев и сестер опыт может отличаться от нашего. То, что было само собой разумеющимся в течение скольких-то лет, постепенно уходит, сменяется чем-то другим, и не всегда эти изменения к лучшему.

Средства массовой информации сегодня пестрят кричащими заголовками, порой провокационными, не всегда соответствующими содержанию материала. Привычными стали «новости» из жизни известных и относительно известных людей, и нередко содержание этих «новостей» такое, что подобное раньше даже со знакомыми в частных беседах было не принято обсуждать, не только предлагать для чтения, просмотра или прослушивания широкой аудитории.

Как-то зрелая успешная женщина, состоявшаяся как профессионал, добившаяся честным трудом материального благосостояния, посетовала, как много пишут, говорят о каких-то скандальных происшествиях, о подробностях чьей-то частной жизни, о преступлениях и как мало пишут о том, что происходит в сельском хозяйстве, сколько хлеба выращено, сколько собрано овощей, где урожай был лучше.

Она права: средства массовой информации изменились, новостные публикации изменились. Мало говорят о труде, о людях, добивающихся хороших результатов. И растут дети, для которых сегодняшняя информационная среда становится естественной. Другой они не знают, в их опыте ее нет, они ее не застали.

Продолжу тему публикаций. В семье хранилась фотография двоюродной прапрабабушки нынешнего младшего поколения семьи: школьников и студентов. Фотография была в рамке, характерной для того времени, когда ее сделали, и необычной для наших дней. Было приспособление, позволяющее повесить ее на стену. Тыльная сторона была еще дополнительно проклеена газетами того времени — фотография была сделана в сороковых годах прошлого века. К фотографии относились бережно, а поэтому и сейчас даже газеты были в неплохом состоянии, их можно было прочитать.

Девочка лет пятнадцати как-то этим заинтересовалась. Многое вызвало у нее недоумение. Нужно еще отметить, что сама прапрабабушка жила в селе и газету выписывала районную, то есть это была пресса, рассчитанная в первую очередь на интересы людей, хорошо знакомых с сельским хозяйством и имеющих свое домашнее хозяйство. Повторю: девочке действительно было интересно читать эту газету, которой было более 80 лет. В то же время девочка вслух удивлялась, почему столько про урожай пшеницы в какой-то другой области, почему так важно знать сроки, в которые прошли какие-то сельскохозяйственные работы. Еще она спрашивала, неужели было интересно столько читать про урожай, про посевы, про работу в полях и садах.

Мама напомнила ей, что все это — как раз о том, без чего человек физически выжить не может, о том, как выращивают хлеб, овощи, как заботятся о животных, чтобы иметь молоко и шерсть. Она сказала, что газета сообщала людям о самом важном для них, а про себя подумала: современные подростки читают совсем другие материалы, поэтому такие публикации им непривычны. Не подростки виноваты в этой ситуации. Они еще дети, которые не знают голода. Да, в семье считают деньги, не любую еду могут себе позволить, но ни дети, ни взрослые не знают, что такое настоящий голод, что такое по-настоящему скудное питание. И потому не задумываются, что хлеба может не быть, что молоко может казаться роскошью.

Мама девочки сама в детстве застала времена, когда куры были почти в каждом доме, когда многие держали коров, коз, овец. Да и не только мама: даже старшая дочь в семье в дошкольном детстве видела большое стадо коров из частных хозяйств, слышала кукареканье петухов во дворах. Но прошли годы, и для младшей девочки в семье куры около дома были уже редкостью, коров и коз поблизости никто не держал, и поэтому она с искренним удивлением спрашивала, прочитав в старой газете публикации, относящиеся к личным хозяйствам, почему люди держали скотину и птицу, не удобнее ли им было бы в магазине покупать продукты.

Разрыв поколений. Находите время поговорить с детьми Фото: Рixabay

Мама этой девочки, слушая ее вопросы, спрашивала себя: как так получилось, что дочь выросла, стала почти взрослой, но не знает того, что было само собой разумеющимся для нее и старшей ее дочери? Ответ был на поверхности: в семье не говорили о том, что казалось само собой разумеющимся, а жизнь меняется, и девочка рассуждает с точки зрения тех реалий, которые она знает. Прессу она видит современную, другой не застала. И это в семье, где хранили фотографии, говорили о предках, об истории села, города. В семье, где подросток не отвернулся равнодушно от двух фрагментов старых газет, а заинтересовался, стал читать. Но это взрослым кажется, что они рассказали — и ребенок понял и знает. А ребенок был еще мал, не все запомнил, что-то стерлось, а что-то прошло мимо. Да и взрослые рассказали не все, забывая, что их опыт есть у них, но нет у следующего поколения, что нужно рассказывать о своем опыте, об опыте бабушек, прабабушек, прапрабабушек.

Порой взрослые немало времени тратят, чтобы познакомить детей с историей родного края, желая заинтересовать их, возят на экскурсии. И вроде бы они все это видят и слушают. Но проходит время, и становится понятно, что всего этого недостаточно. Дети не все запомнили и мало чего поняли. Да, через экскурсии, посещение этнографических музеев сеются добрые семена, но их надо еще взращивать, надо снова и снова рассказывать, надо, чтобы они в жизни почувствовали принадлежность к родной культуре. Это ценнейший вклад в воспитание сына, дочери, внука, правнука. И это не только воспитание, но и способ познакомить молодого, еще неопытного человека с красотой Божьего мира, с духовным и культурным богатством нашего народа.

Вот как говорил греческий старец Порфирий Баирактарис, наш современник (1906-1991 гг.): «Все вокруг нас — это капли любви Божией… Радуйтесь тому, что окружает нас. Все нас учит и ведет к любви Божией, и одушевленное, и неодушевленное, и растения, и звери, и птицы, и горы, и море, и закат, и усыпанное звездами небо. Это маленькая любовь, через которую мы приходим к Любви великой, ко Христу. У цветов, например, своя красота. Они учат нас своим благоуханием, своим величием. Они распространяют свой аромат, свою красоту и на грешных, и на праведных».

И даже если наши дети столкнутся в жизни с неприкрытым злом, что вероятнее всего неизбежно, то у них будут внутри правильные ориентиры, которые помогут им сделать правильный выбор. «Жизнь сейчас трудная, шквал устрашающей информации расшатывает и без того хрупкое равновесие. Чтобы на эти от врага возбуждаемые бури мы не реагировали так болезненно, надо твердо верить, что миром правит только Бог, и стараться жить по заповедям Божиим», — это уже слова нашего всероссийского старца отца Иоанна Крестьянкина, писанные им 20 лет назад. Как точно он говорит! Отец Иоанн смотрел на мир через призму Евангельского учения, можно сказать — через увеличительное стекло. И видел, кто стоит за всеми этими «новостями» и «подробностями» чужих жизней.

Находите время поговорить с детьми, внуками. Поговорить о том, как жили люди раньше — из вашего опыта, из опыта ваших родителей, дедушек и прадедушек. Старые письма, фотографии, газеты, журналы — все это так полезно и интересно читать вместе, а при необходимости что-то пояснять.

Разрыв поколений — это и следствие того, что мы мало говорим друг с другом, мало рассказываем. Ребенок, у которого есть только его опыт, причем еще очень маленький, живет в той информационной среде, которая сегодня есть. Он не может знать то, что знаем мы, люди другого возраста и с другим опытом, а поэтому очень важно рассказывать о наших детских и подростковых годах, о детстве бабушек и прадедушек, об изменениях, которые могут быть ребенку особенно интересны. Замечательно, если сохранились игрушки, книги, какие-то характерные предметы быта разных времен. Сама возможность увидеть на фотографиях предков, которых в земной жизни ребенок никогда не видел, т.к. они умерли до его рождения, подержать в руках предмет, когда-то принадлежавший прапрабабушке, а потом бережно хранимый следующими поколениями семьи — это уже развитие, воспитание, это то, что принесет добрые плоды.

Не надо упрекать подростков, что они не знают и не понимают чего-то, что для нас очевидно и нам известно. Нужно рассказывать им об этом, с ними нужно говорить. Просто говорить, с искренним интересом. И еще. Очень важно помнить, что Господь наделил человека не только разумом, но и свободной волей. Выбор мы делаем сами в сторону добра или зла, благородства или низости. Об этом необходимо знать особенно молодым людям, которым еще предстоит прожить свою жизнь. Мы должны им в этом помочь.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.