- Город

Смелые эксперименты и неоднозначные решения. В Новой Третьяковке открылась модернизированная экспозиция

Сергей Собянин выслушал просьбы жителей

Друзья стритрейсера, сбившего троих человек, рассказали о нем подробности

Сценарий реинтеграции Донбасса согласовали на Украине

Синоптики подсчитали вероятность снега на Новый год в Москве

Время творить чудеса: в Москве собрали «Корзину доброты»

Стало известно, сколько историк Соколов пробудет в центре психиатрии Сербского

Спасти еду, чтобы спасти людей

Стала известна стоимость билетов в парк «Остров мечты»

Заслуженный преподаватель МГУ умер после отравления «Кротом»

Названо условие, которое поможет реализовать закон о единой зарплате учителей

Пилотам, посадившим борт с Путиным, вручили пирог от шеф-повара Кремля

Назван главный цвет 2020 года

Алла Пугачева: У меня никогда не было нормальной семьи

Врачи перечислили опасные для кишечника продукты

Александр Петров впервые опубликовал фото с новой возлюбленной

Смелые эксперименты и неоднозначные решения. В Новой Третьяковке открылась модернизированная экспозиция

«Над городом», Марк Шагал, 1918 год

ФОТО: Светлана Колоскова, «Вечерняя Москва»

Экспозиция в Новой Третьяковской галерее заявлена как постоянная. Однако это временное явление на ближайшие три года. В 2022 году планируется закрытие музея для полной реконструкции. И сейчас идет, можно сказать, репетиция возможного обновления залов после окончательного ремонта. Это тот самый уникальный случай, когда есть место эксперименту со смелыми и неоднозначными решениями, чтобы проиграть варианты расположения залов и предугадать неточности. Ремонт был сделан с третьего по четырнадцатый зал. Первые два еще не открыты, поэтому хронология художественного повествования немного сбита.

— Технологически для нас было сложно разместить графические произведения вместе с живописью. Этот способ по многим музейным правилам запрещен. На Западе он давно практикуется, но для нас не является ориентиром их опыт. Мы хотим нашей публике рассказать о синтезе искусств и при этом не отделять работы, если речь идет об одном художнике или феномене. Все многообразие жанров представлено сразу — здесь и сейчас, — комментирует Сергей Фофанов, научный сотрудник отдела новейших течений.

«Купание красного коня», Кузьма Петров-Водкин, 1912 год / Светлана Колоскова, «Вечерняя Москва»

«Купание красного коня», Кузьма Петров-Водкин, 1912 год

ФОТО: Светлана Колоскова, «Вечерняя Москва»

Самое динамичное, экстравагантное и трансформирующееся искусство — это направления, принадлежащие к двадцатому веку. Вопрос, с чего оно начинается, разрешен. В постоянной экспозиции Новой Третьяковской галереи — с картины Петрова-Водкина «Купание красного коня». Полотно во многом стало пророческим для современного искусства. Это символ революции и прорывающихся через будущее перепутий. Юноша же стал образом нового человека, который приходит вместе с XX веком.

В период так называемого боевого десятилетия живописцы со всей страны приезжали в культурные столицы для своих экспериментов. Первыми веяния авангарда предчувствовали художники содружества «Бубновый валет» — Фальк, Рождественский, Филонов, Лентулов. Их работы в первых залах экспозиции.

«Свадьба», Марк Шагал, 1918 год / Светлана Колоскова, «Вечерняя Москва»

«Свадьба», Марк Шагал, 1918 год

ФОТО: Светлана Колоскова, «Вечерняя Москва»

Статистика показывает, что люди во всем мире хорошо реагируют и воспринимают такие объемы, как монография — персональная выставка. В связи с этим произошло расширение количества монографических залов. Зал Шагала, Кандинского, Машкова и абсолютно новый зал Татлина. В нем демонстрируется уникальный экспонат — летательный аппарат-махолет «Летатлин», не принадлежавший Третьяковской галерее, а взятый на долгосрочный культурный обмен.

Появился зал, посвященный Казимиру Малевичу. Впервые за всю историю Третьяковской галереи в постоянной экспозиции демонстрируются сразу два «Черных квадрата», да еще и расположенных друг от друга на расстоянии метра. Идея размещения полотен пришла совершенно спонтанно одному из хранителей музея. Первый — 17-го года, а второй 29-го — реквием по искусству, после чего художник больше не возвращался в супрематизм. Когда удается сфокусировать внимание на обоих полотнах, то можно установить связь с творцом и проследить художественный посыл. «Черный квадрат» этим и эпатирует, что он заглатывает внимание зрителя и отталкивает одновременно. У одного органическая форма с живой пористой мембраной, а второй — четко выверенная умозрительная конструкция. Если первый — это икона, манифест, прорыв в будущее и начало отсчета современности, то второй стал точкой в заключение творческого пути.

Светлана Колоскова, «Вечерняя Москва»

ФОТО: Светлана Колоскова, «Вечерняя Москва»

Впервые сделан монографический зал Александра Дейнеки — фигуративного художника, работающего на стыке авангарда и советской живописи. Зал посвящен его работам 20–30-х годов, в то время он мощно заявил о себе. Это был своеобразный период фокуса переориентации художественной молодежи. В эксперименте осознанно вернулись к фигуративности традиционного художественного рассказа. В новом контексте использованы приемы кинематографа, монтажа и фотографии. У нового общества появилось свое искусство, где каждый мог бы себя узнать — пролетарии, крестьяне, рабочие и колхозники. Это очень правдивое и искреннее искусство.

Из-за того, что меняются вкусы, мода, сознание общества, история, время от времени постоянная экспозиция любого музея пересматривается. Это происходит не часто, но ротации неизбежны в связи с динамикой развития общества. Зачастую это зависит от взглядов директора, научных открытий и общей ситуации в стране.

Читайте также: Всероссийская выставка декоративно-прикладного искусства стартовала в Гостином дворе

Новости СМИ2

 Александр Хохлов 

Мир, война или стена

Алиса Янина

Раймонд Паулс и навязчивые русские

Камран Гасанов

Владимир Зеленский — человек посередине

Борис Клин

РПЦ и закон о домашнем насилии: что с ним не так

Ирина Алкснис

Мочить террористов в сортире. 20 лет спустя

Анатолий Горняк

Несмешной анекдот про судей

Антон Крылов

«Воинственные русские»: китайцы правы

Митрополит Калужский и Боровский Климент 

Есть ли старцы сегодня?

Кто прав, кто виноват. Хороший юрист не должен давать волю эмоциям

Быстрее всех вырастила микрорастение из пробирки

Пройдя путем героя, начинаешь больше ценить прошлое

Беззаботное счастье царской семьи