Усилится ли влияние России на мировой арене в 2020 году
В анализе 20 лет правления Владимира Путина бизнес-издание «Блумберг» отмечает укрепление влияния России в мире, в частности в Африке, на Ближнем Востоке и в Латинской Америке. Действительно, за последние годы позиции Москвы в Венесуэле, ЦАР, Сирии, странах Залива и Турции шли в гору.
«Вечерняя Москва» решила выяснить, удастся ли России развить успех на внешнем контуре и какие «подводные камни» ее поджидают.
Влияние в СНГ будет расти
Начнем с постсоветского пространства.
Директор Института новейших государств Алексей Мартынов ожидает наращивания влияния России в ближнем зарубежье.
— Долгое время постсоветское пространство считалось чем-то само собой разумеющимся, носило второстепенный характер. Приоритетом был Запад. Такой подход создал для нас много проблем на Украине и в Армении. Но мы предпринимаем больше усилий и в следующем году продолжим, — сказал Мартынов.
Он обратил внимание на прогресс в ходе последних саммитов ЕАЭС в Ереване и Санкт-Петербурге. Интерес к евразийской интеграции проявляют Узбекистан, Молдавия, Азербайджан и даже нейтральная Туркмения.
«Главным разочарованием» года Мартынов считает Украину, где Владимиру Зеленскому не удалось продвинуть окончание гражданской войны и усмирить ультраправых, несмотря на косметические меры, такие как отвод войск и обмен пленными. В следующем году эксперт не ожидает подвижек по этому вопросу. С учетом неготовности Киева включать в Конституцию пункт об особом статусе Донбасса Мартынов сомневается в возможности проведения нового саммита в «нормандском формате».
Определенное беспокойство могут вызывать процессы в Армении, где после «бархатной революции» у власти оказались «соросовские выкормыши». Следующий год для Армении будет «беспокойным» из-за экономических трудностей, оценивает Мартынов. Однако геополитические реалии не приведут к снижению значимости Москвы.
— Армения — воюющая страна. Армяно-азербайджанский конфликт продолжается. Гарант безопасности Армении — база РФ в Гюмри и российские системы вооружения. Поэтому говорить о возможном снижении влияния нашей страны в Армении бессмысленно, — заключил директор Института новейших государств.
Ближний Восток: укрепление взаимодействия с Турцией и Саудовской Аравией
Одним из наиболее успешных направлений после ввода ВКС в Сирию становится Ближний Восток. Тренд сохранится, считает старший преподаватель департамента политической науки Высшей школы экономики в Москве Леонид Исаев.
— Намеченные в последние годы интегральные тренды будут продолжены в 2020 году. Российское присутствие обусловлено не только нашими возможностями, но и геополитическим вакуумом, образованным из-за неготовности США сформулировать долгосрочную стратегию. Следующий год в США — год выборов. Геополитический вакуум продолжится, что будет создавать возможности для России, — прокомментировал Исаев.
Востоковед прогнозирует укрепление отношений со странами Персидского залива, в частности с Саудовской Аравией, куда в октябре отправится Путин, и Катаром, который будет страной-гостем на следующем Петербургском международном экономическом форуме. При этом строить иллюзий о прорыве в регионе не стоит.
— Россия играет первую скрипку только в Сирии. Мы пока не конкуренты США, ЕС и Китаю. Прорывов в 2020 году не будет. Но я прогнозирую медленный, но поступательный рост.Такое желание есть как со стороны стран региона, так и России, — подметил Исаев.
Наибольшие шансы укрепить связи он видит с конфликтующими с США странами, такими как Иран и Сирия, и с теми, кто диверсифицирует свою внешнюю политику. К последним эксперт причислил Египет, Саудовскую Аравию, Турцию и Катар. Что касается заклятых врагов Иран — Израиль, Саудовская Аравия — Иран, то здесь Кремлю удастся остаться над схваткой. Есть перспективы укрепления взаимодействия с Египтом, выступившим посредником на форуме «Россия — Африка».
Определяющими для влияния России на Ближнем Востоке будут отношения с Турцией. Прежде всего, из-за Сирии. В любой момент Башар Асад может пойти на крупномасштабную операцию в Идлибе, контролируемом частично оппозицией, частично террористами из «Хайят Тахрир аш-Шам»*. С другой стороны, возможный полный вывод войск США с территорий за рекой Евфрат будет создавать «вакуум силы». Оба процесса будут вынуждать Путина и турецкого президента Реджепа Тайипа Эрдогана искать компромиссное решение, уверен политолог.
— Турция и Россия в состоянии принять волевое решение и заинтересованы в этом. В 2020-м тренд на укрепление российско-турецкого партнерства продолжится, — подчеркнул он.
При этом Исаев указал на попытки Асада решить проблему Идлиба силовым путем и его неготовность к диалогу с оппозицией в рамках конституционного комитета. Дамаск в этом поддерживает Иран. Москва поддерживает политический процесс, что может негативно отразиться на ее отношениях с Тегераном и Асадом.
На днях стало известно, что Турция собирается послать войска в Триполи в поддержку главы Правительства национального согласия (ПНС) Фаеза Сарраджа. Ему противостоит фельдмаршал Халифа Хафтар, а его поддерживает Россия. Несмотря то что Анкара и Москва находятся по разные стороны баррикад в Ливии, ругаться из-за нее две страны не будут.
— Турция и Россия будут учитывать взаимные интересы. Путин и Эрдоган договорились о красных линиях. Россия не будет портить отношения с Турцией из-за Ливии, и наоборот, — сказал он.
Африка: укрепление отношений с ЦАР, Конго и Зимбабве
Западные эксперты озабочены ростом влияния России не только на Ближнем Востоке, но и в Африке. Американские СМИ уверены, что в ЦАР и Ливии есть российские войска.
Дальнейшее укрепление позиций ожидается в ЦАР, Конго и Зимбабве, полагает старший преподаватель кафедры африканистики Санкт-Петербургского университета (СПбГУ) Александр Зданевич.
— Путин заявлял, что мы являемся гарантами стабильности и миротворцами в Африке. И нигде мы себя не проявили миротворцами так, как в Центральноафриканской республике (ЦАР). После октябрьского форума «Россия — Африка» в Сочи мы громко заявили о своих интересах в Конго и Зимбабве. Зимбабве богат литием, а в Конго есть почти все природные ресурсы, включая нефть, газ, алмазы, бокситы и редкоземельные металлы, — отметил Зданевич.
Африканист также указал на прогресс в отношениях с ЮАР по военно-технической линии и энергетике и активизацию связей с Анголой и Мозамбиком.
По его мнению, в последние годы Африка переживает «пятую волну неоколиниализма». Бывшие метрополии активизируются на Черном континенте. На их фоне у России и КНР есть преимущество, потому что они не запятнали себя колониальным прошлым. Приоритеты российского влияния в Африке в 2020 году вряд ли изменятся. На первом месте останется ВТС, на втором — энергетика, на третьем — сельское хозяйство, считает Зданевич. Он уверен, что нужно больше внимания уделять «мягкой силе» и информационной поддержке.
Латинская Америка: минус Бразилия, плюс Аргентина
Еще один регион, в котором Россия пытается навязать конкуренцию Западу, — Латинская Америка. Здесь влияние Москвы опирается на «прочную основу в отношениях с Венесуэлой, Кубой и Никарагуа», полагает заведующий отделом научной информации Института Латинской Америки РАН Александр Харламенко.
— Есть перспективы укрепления отношений со старым партнером Аргентиной, где теперь новое правительство. Много ожиданий было от Бразилии, но «тропический Трамп» (Жаир Болсонару — прим. «ВМ») непредсказуем и восхищается североамериканским. Бразилия будет ориентироваться на США, хотя в последнее время отношения переживают кризис из-за американских тарифов на сталь и алюминий, — сказал эксперт.
До госпереворота в ноябре Боливия оставалась в числе «друзей России», но после свержения Эво Моралеса ситуация там становится для Москвы «непредсказуемой».
— Новый режим зависит от США и Лимской группы, от колебаний вашингтонской политики, — уточнил Харламенко.
Он ожидает ослабления позиций Москвы в соседнем Эквадоре, где осенью был свергнут Ленин Морено.
— Ссылаясь на финансовое давление США, Эквадор будет следовать каждой антироссийской кампании Вашингтона, — отметил эксперт.
Политика экономического давления путем ввода тарифов на импортируемые в США товары может повлиять на роль России в Мексике и Аргентине. Хотя эти страны едва ли включатся в «пропагандистскую кампанию» против России, они будут вынуждены считаться с США ввиду финансово-экономической зависимости.
* «Хайят Тахрир аш-Шам» — организация, запрещенная на территории РФ
Читайте также: 10 судьбоносных событий 2019 года во внешней политике России