Зонтик над нашим городом : как работает система противоракетной обороны Москвы
Вчера Москву и область вновь атаковали украинские беспилотники. И снова неудачно: все пять — сбиты. Самые масштабные нападения были зафиксированы 30 мая и 21 июня 2023 года. А 3 мая БПЛА атаковали даже территорию Кремля. Ни одна из диверсий не увенчалась успехом: беспилотники были сбиты либо обезврежены с помощью средств РЭБ — радиоэлектронной борьбы. Как устроены системы ПВО и ПРО столицы? Почему москвичи могут быть уверены в надежной защите неба?
Работы по модернизации системы противоракетной обороны (ПРО) Москвы будут завершены до конца 2023 года. Об этом заявил министр обороны Сергей Шойгу.
— До конца года мы планируем сформировать дивизии и бригады противовоздушной обороны (ПВО), ракетной бригады особого назначения ПВО-ПРО, зенитного ракетного полка с комплексом С-350 и военно-транспортного авиационного полка. Наряду с этим завершим строительство 621 объекта военной инфраструктуры для нужд ВКС, — заявил министр.
«И народ «зажигалки» тушил»
— Система ПВО в Москве появилась еще во время Гражданской войны, — рассказывает кандидат исторических наук, преподаватель МГУ Виктор Трефилов. — Она включала 28 истребителей и автозенитную батарею. Оборона строилась так: на расстоянии 100–150 километров от Москвы были наблюдательные посты. Как правило, они располагались в городах на более-менее высоких зданиях. Такие посты были, например, в Серпухове, Можайске, Волоколамске и некоторых других населенных пунктах. Еcли наблюдатели видели приближающиеся самолеты противника, они тут же звонили в Москву — летят! И в воздух поднимались истребители встречать врага. Авиаотрядов, кстати, было несколько — в разных районах ближнего Подмосковья. Зенитчики, в свою очередь, обстреливали самолеты противника с земли. Но их главной задачей было по сути отпугнуть врага — не дать опуститься ниже двух километров. Ведь нормальной навигационной аппаратуры на самолетах тогда не было, бомбить и при этом попадать с большой высоты было невозможно.
К началу Великой Отечественной система ПВО Москвы стала по сути одним из мировых эталонов: 1044 зенитных орудия и 336 установок счетверенных пулеметов, 602 самолета-истребителя в 11 авиаполках, 600 прожекторов и 124 аэростата заграждения.
— 21 июля 1941 года свыше 220 бомбардировщиков люфтваффе, которые несли свыше 100 тонн фугасных бомб и 45 тысяч зажигательных, попытались атаковать Москву, — рассказывает Виктор Трефилов. — Абсолютное большинство из них не долетело до столицы: из-за плотного огня зениток и атак наших истребителей не смогли пробиться даже к окраинам. Одни разворачивались сразу, другие «отбомбились» по полям и рощам, 22 самолета удалось сбить. Москве практически не было нанесено урона. Для Гитлера это был шок: ведь люфтваффе успешно бомбили даже Лондон!
Конечно, фашисты не останавливались: только до конца 1941-го на Москву был совершен 121 налет. Владимир Высоцкий в своей «Балладе о детстве» потом спел:
Не боялась сирены соседка,
И привыкла к ней мать понемногу,
И плевал я, здоровый трехлетка,
На воздушную эту тревогу!
Да не все то, что сверху, — от Бога,
И народ «зажигалки» тушил;
И как малая фронту подмога —
Мой песок и дырявый кувшин.
Стихи по сути автобиографичны: москвичи тушили зажигательные бомбы подручными средствами — водой и песком. Однако столицу от немецкой авиации удалось отстоять главным образом эффективной системе ПВО: «выбомбить» город у фашистов не получилось. С июля 1941-го по январь 1942-го к столице прорвалось только 229 из 7146 самолетов врага, совершавших вылеты. К лету 1942 года интенсивные бомбежки закончились, а последняя бомба упала на город в июне 1943 года.
— Германия отказалась от налетов по двум причинам. Первая — неоправданно высокие потери техники и пилотов. Вторая — самолеты были нужнее на фронте, — пояснил Виктор Трефилов.
Не хотим быть Хиросимой
Увы, сразу после немцев нам пришлось защищаться от бывших союзников.
— В августе 1945-го американцы уничтожили Хиросиму и Нагасаки, и стало ясно: систему ПВО нужно срочно обновлять, — рассказывает историк. — Ведь американская стратегическая авиация была способна работать на высоте до 12 000 метров.
Вот что пишет в своих воспоминаниях легендарный конструктор Павел Куксенко:
«Однажды посреди ночи мне позвонили от Сталина и попросили приехать в Кремль. Товарищ Сталин сказал: — Есть такое мнение, товарищ Куксенко, что нам надо незамедлительно приступить к созданию системы ПВО Москвы, рассчитанной на отражение массированного налета авиации противника с любых направлений. Для этого при Совмине СССР будет создано специальное Главное управление по образцу Первого Главного управления по атомной тематике. По сути дела, наш проект приравняли к проекту атомной бомбы. Новый главк при Совмине получил право привлекать к выполнению работ любые организации любых министерств и ведомств, обеспечивая эти работы финансированием без всяких ограничений».
Так появилось «Специальное бюро № 1», сокращенно СБ-1. Директором стал профессор Куксенко, легенда советской радиотехники, а главным инженером — Сергей Берия, сын Лаврентия Берии.
— В курилках тогда, оглядываясь, шутили, что СБ расшифровывается как «Сергей Берия». Но сам факт того, что систему ПВО Москвы разрабатывал сын Берии, человека № 2 в СССР, говорит сам за себя: это наиважнейший государственный проект. И он был реализован, — рассказывает Виктор Трефилов.
Кстати, курировал создание «зонтика Сталина» лично Берия-старший. Уже 25 июля 1951 года, меньше чем через год после принятия решения, удалось сделать первый пуск «изделия 205» — ракеты, способной сбивать самолеты стратегической авиации США. В это же время появился и опытный образец радиолокационной станции Б-200, способной эти самолеты обнаружить.
Откуда взялись бетонки
— Холодная война началась уже в марте 1946 года, и в любой момент была готова перейти в горячую, — рассказывает политолог Григорий Савельев. — Мы очень торопились подготовиться и успели. В 1949 году у СССР появилась ядерная бомба, в 1956-м — полноценная защита от ядерного оружия противника.
Вокруг Москвы удалось развернуть 56 полков ПВО, имевших на вооружении около 3400 новых пусковых установок С-25 «Беркут». Система ПВО могла в один момент сбить тысячу(!) стратегических бомбардировщиков противника. Кстати, в «Беркут» помимо пусковых установок входили радиолокаторы Б-200: по одному на 60 пусковых столов — жесткой опоры для старта ракеты. Пусковые установки располагались в лесах рядом с так называемыми бетонками — дорогами, специально построенными в 50 и 90 км вокруг Москвы. Именно бетонки — те самые, по которым мы сейчас ездим на дачу, — и создали два кольца обороны.
— Название «бетонка» — историческое. Изначально эти дороги были бетонными и по ним ездили исключительно военные. Но потом их заасфальтировали и передали в общественное пользование, — рассказывает урбанист Григорий Мельник.
«Триумф». Но не окончательный
Два кольца ПВО существуют вокруг столицы и сейчас.
— Сейчас на вооружении находится главным образом комплекс С-400 «Триумф». Он способен обнаруживать цели на расстоянии до 600 км и сбивать их на расстоянии от 2 до 400 км, — пояснил военный эксперт, полковник ВС РФ в отставке Андрей Земцев.
По словам эксперта, «Триумф» управляет целой системой комплексов ПВО: С-300, «Торы», «Панцири»...
— Проблема в том, что вся эта великолепная современная техника — а Эрдоган, например, закупал наши С-400 вместо американских, потому что они просто лучше, больше, — рассчитана на борьбу с крупными целями: самолетами и ракетами. Да, с беспилотниками она тоже может бороться: например, обманывать их, имитируя сигналы спутников GPS и сообщая «левые» координаты, чтоб БПЛА заблудился. Может и заглушать сигналы спутника GPSприемника беспилотника. Не зря у нас то в Калужской области, то в Подмосковье постоянно БПЛА падают. Поверьте, практически все они летели на Москву, да вот их заглушили. Но правда и то, что между нашими ПВО беспилотники все чаще просачиваются — маневрируя и летя низко к земле, где их порою не видно. Чтобы этого не происходило, нужно увеличивать плотность сети ПВО, — пояснил Андрей Земцев. — И это уже происходит.
Военные закрывают небо
В районе Печатники, напротив музея-заповедника «Коломенское», в этом году появилась асфальтовая площадка. Вскоре на ней разместят военный объект. В парке «Лосиный остров» и на опытных полях Тимирязевской сельхозакадемии уже появились заборы. За ними — зенитно-ракетные комплексы С-400. В соцсетях еще зимой появились фото и видео с установленными на крышах столичных зданий зенитными комплексами. Например, на здании Минобороны России и столичного главка МВД.
Герой России, военный разведчик Рустем Клупов пояснил:
— Дело в том, что украинцы на базе советских «Стрижей» создают управляемые ракеты с большим зарядом. Вспомните «прилеты» по военным аэродромам Энгельса и Рязани. Мы должны быть уверены, что такие если и подлетят к Москве, то будут сбиты.
Что касается средств ПВО на административных зданиях, то они способны поражать БПЛА, собранные «на коленке» и запущенные в столицу из Подмосковья или даже районов Москвы. Так, кстати, в начале мая и произошло с нападением на Кремль.
— Надо понимать, что украинские диверсанты могут действовать откуда угодно. И чем ближе место запуска до точки цели, тем выше вероятность, что БПЛА не успеют заметить и сбить. Поэтому хотим мы этого или нет, но средства ПВО нужно располагать чаще, — считает Андрей Земцев.
Появляются в Москве и мобильные радиолокационные станции. Одну такую заметили на бывшем полигоне ТБО «Саларьево».
— Станция призвана создать радиолокационное поле. Ведь рядом с «Саларьево» есть воинские части и аэропорт Внуково, — рассказал доктор военных наук Константин Сивков. — Подобную станцию располагают рядом с системой ПВО — ей в помощь.
Капитан 1-го ранга Василий Дандыкин добавляет:
— Вся техника, которая сейчас устанавливается в Москве, опробована в боевых условиях — во время спецоперации. Даже международные военные эксперты признают, что наша ПВО работает очень достойно. Сегодня Москва с точки зрения противовоздушной обороны — один из самых, а возможно, даже самый защищенный город в мире.
Расслабляться рано
В мае Британия поставила Украине несколько крылатых ракет Storm Shadow. Как поясняют английские чиновники, дальность их стрельбы — более 250 км.
— Британцы, как обычно, врут, давая туманные формулировки. Что значит «более 250 км»? На самом деле Storm Shadow способны лететь на расстояние до 560 километров, если их запускать с земли, и до 1000 километров, если — с самолетов и вместо одного бака с топливом приделать два, — пояснил Андрей Земцев. — Я практически уверен, что именно такие ракеты украинцы и станут запускать. А если они улетят вглубь России, британцы разведут руками: мы передавали Украине самые маломощные образцы, чтобы не было эскалации конфликта, а они их «на подвале» переделали с помощью скотча и паяльника. Мы ни при чем.
Как пояснил эксперт, Storm Shadow летят со скоростью до 1000 км/час на высоте всего 30 – 40 метров, огибая рельеф. Перед поражением цели ракета поднимается вверх, делая «горку», и пикирует. Сначала детонирует проникающий заряд, взламывающий перекрытия, затем — основной. Боезаряд Storm Shadow — до 450 кг.
— Наши средства ПРО вполне способны эти ракеты уничтожать. Большая их часть будет сбита еще при прохождении линии фронта, как это происходит сейчас с беспилотниками, — рассказал Андрей Земцев. — Но какие-то ракеты могут улететь и вглубь страны. Поэтому чем плотнее будет оборона в Подмосковье и самой Москве, тем лучше. Власти, надо отдать должное, это понимают. Они справедливо исходят из того, что Украина применит любое оружие, какое у нее есть. Мы можем быть уверены в безопасности только тогда, когда режим Зеленского на Украине «кончится». К этому уже идет, но расслабляться рано.
В ТЕМУ
Когда в Москве проектировали «зонтик Сталина», главными противниками советской системы ПВО были стратегические бомбардировщики США — основные носители ядерного оружия. Именно они должны были прорваться к Москве и сбросить на нее атомные бомбы. Тогда сброс задумывался с большой высоты, а заряды опускались на парашютах — чтобы бомбардировщики имели время уйти, а взрыв произошел на строго определенной высоте. Поэтому СССР надо было научиться поражать не только самолеты, но и сброшенные на парашютах бомбы. Система должна была бить сразу по 20 целям на высотах от 3 до 25 км. И ее создали. Именно она спасла мир от ядерной катастрофы во время Карибского кризиса 1962 года. Большинство политической элиты США было готово к ядерному «размену», но аналитики Пентагона объяснили: нет гарантии, что мы сумеем уничтожить Москву и военно-политическое руководство СССР. Решили не рисковать.
КСТАТИ
Средства ПВО и ПРО начали резко усиливать после атаки украинских беспилотников утром 5 декабря 2022 года на аэродромы Дальней авиации ВКС РФ в Энгельсе (Саратовская область) и Дягилеве (Рязанская область). В Энгельсе, к слову, к тому времени были сосредоточены все до единого знаменитые стратегические ракетоносцы Ту-160 («Белые лебеди») и почти все тяжелые бомбардировщики Ту-95МС типа «Медведь». В Рязанской области — дальние бомбардировщики Ту-22М3, прозванные на Западе «Бэкфайерами». По сути — это воздушная составляющая ядерной триады России. Во время атаки сразу несколько российских самолетов были повреждены на своих штатных стоянках. В Дягилеве к тому же уничтожен бензовоз, убиты трое военнослужащих. При повторной, 26 декабря, атаке на Энгельс погибли еще трое офицеров. В итоге уже в январе 2023-го в Москве стали оперативно развертывать новые комплексы ПВО и ПРО.