Главное
Истории
Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Борьба за влияние: с какими рисками столкнется Россия в Закавказье

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Политика
Борьба за влияние: с какими рисками столкнется Россия в Закавказье
Фото: Роман Исмаилов / ТАСС

Парламент Армении проголосовал за ратификацию Римского статута Международного уголовного суда (МУС). Если документ будет подписан президентом страны, то через 60 дней он вступит в силу. Еревану известно о решении МУС, выдавшему ордер на арест президента РФ Владимира Путина. Наш обозреватель старается разобраться в перспективах развития отношений двух стран и сохранения позиций России в регионе.

Драматическая развязка тянувшегося с начала 1990-х годов конфликта вокруг Нагорного Карабаха заставила многих говорить о том, что позиции России в постсоветском Закавказье пошатнулись. Насколько это верно? Начнем с экономики.

Если посмотреть на цифры товарооборота с такими странами, как Армения, Грузия и Азербайджан, то на фоне военного конфликта на Украине происходит как раз вроде бы значительное укрепление связей с этими странами. И главной причиной тому — то, что они используются для так называемого параллельного импорта, а по сути для прямого или косвенного обхода западных санкций. В этом случае стоит скорее говорить о растущей взаимной зависимости между контрагентами, о том, что прежняя модель доминирования России, в том числе экономического, сменяется более сложными отношениями, где Москве в большей степени приходится учитывать интересы партнеров, а в чем-то идти на уступки. При этом партнеры России, принимая во внимание те существенные дивиденды, которые они получают в сложившейся ситуации, со своей стороны еще больше дорожат связями с ней.

Важно, что ни одна из вышеперечисленных стран не присоединилась к западным санкциям против России. Хотя все они иногда в той или иной мере вынуждены считаться с давлением, которое становится все сильнее как со стороны США, так и со стороны Евросоюза, требующих от партнеров России перекрыть реэкспорт с Запада товаров двойного назначения, а также тех, которые попали под санкции.

Если взять ту же Армению (где рост ВВП в прошлом году превысил 10 процентов во многом благодаря русским «релокантам» и параллельному импорту в РФ ), то по итогам 2022 года товарооборот Армении и России составил 5 млрд долларов. Для сравнения: в 2021-м — 2,6 млрд, в 2020-м — 2,3 млрд долларов. В текущем году рост продолжился (в первом полугодии — уже 3,1 млрд долларов), прошлогодний рекорд будет явно побит. При этом впервые за постсоветскую историю отношений экспорт из Армении в Россию в первом полугодии (1,7 млрд долларов), увеличившись в 3 раза, превысил импорт в Армению из России (1,4 млрд, рост на 28 процентов). В Армении действуют более сотни крупных компаний с российским капиталом, она зависит от поставок российского газа и электроэнергии, есть немало совместных проектов в атомной отрасли, горнодобывающей, в высоких технологиях.

Схожая ситуация с Грузией. В прошлом году российско-грузинский товарооборот вырос почти на 60 процентов, составив 2,3 млрд долларов. В текущем году рост продолжился еще большими темпами: в первом полугодии — на 75 процентов в годовом выражении (превысив 1,2 млрд долларов). Однако при этом Россия находится лишь на 2-м месте среди крупнейших торговых партнеров Грузии (доля РФ в объеме внешней торговли Грузии составила 12,4 процента). А на 1-м месте — Турция (на 3-м — США), которая становится главным региональным конкурентом России по многим направлениям.

Позиция в Грузии отличается особой спецификой еще и потому, что там достаточно влиятельны антироссийские политические силы, в отличие от той же Армении. Тем не менее правящая партия «Грузинская мечта», стремясь, с одной стороны, поддерживать хорошие отношения с Западом и даже подав заявку на вступление в Евросоюз, с другой — хочет поддерживать конструктивные отношения и с Москвой. Даже несмотря на то, что между странами после войны 2008 года так и не возобновлены дипломатические отношения.

Прагматика диктуется прежде всего традиционной зависимостью Грузии от России по целому ряду направлений. Так, 67 процентов экспорта грузинского вина приходится на Россию, его в таких объемах больше нигде не купят. Как и 57 процентов минеральных вод, и 53 процента ферросплавов также экспортируются в Россию. Доля России в грузинском импорте бензина и дизельного топлива в текущем году составляет 85 процентов. Газовый рынок Грузии Россия делит с Азербайджаном.

Российская мука на грузинском рынке держит долю 96 процентов. Российские «релоканты» (точное число подсчитать невозможно, поскольку граждане РФ имеют право оставаться в Грузии без выезда до одного года) принесли Грузии немало денег. Превышение въездов россиян над выездами в прошлом году составило 56 тысяч. Только за 15 месяцев после начала военного конфликта на Украине они приобрели там более 8200 квартир и более 4000 земельных участков. А также за 2022 год перевели в страну 4,37 млрд долларов (на 2 млрд больше, чем годом ранее), что способствовало укреплению лари.

Фактор «релокантов» играет значительно меньшую роль в отношениях между Россией и Азербайджаном, где есть другая специфика.

Она состоит прежде всего в том, что экономика Азербайджана в последние годы и так развивалась достаточно динамично благодаря наличию богатых запасов углеводородов и увеличению экспортных доходов от них.

К тому же главным внешнеполитическим и внешнеторговым ориентиром для Баку является Турция. По итогам 2022 года азербайджано-российский товарооборот составил 3,7 млрд долларов, что на 23,9 процента выше показателя 2021-го. В первые месяцы текущего года рост продолжился еще более быстрыми темпами (свыше 80 процентов год к году), хотя Азербайджан играет все же несколько меньшую роль в организации параллельного импорта по сравнению с Арменией, скажем, а также уступая в этом плане свою роль Турции. Показателем чего является, например, очень большое отрицательное сальдо Азербайджана в экспортно-импортных отношениях с Россией. Так, в первом квартале текущего года оно превысило 0,5 млрд долларов. Устойчивый же рост товарообмена можно объяснить, в частности, упрощением таможенных процедур и модернизацией путей поставок.

В 2022 году Россия и Азербайджан запустили проект «Зеленый коридор», который поможет обеспечить беспрепятственное и ускоренное движение товаров между странами. Транзит грузов через территорию Азербайджана в Россию в 2022-м уже вырос примерно в 2,5 раза. Особо важным «мегапроектом», который реализуют две страны, считается транспортный коридор «Север — Юг». Также объем взаимных инвестиций достиг 9 млрд долларов. Число авиарейсов между двумя странами восстановилось после пандемии и достигло 135 в неделю.

Так что если говорить об экономике, то Россия продолжает пока удерживать довольно прочные позиции в Закавказье, хотя условия сильно изменились.

В чем Москва, похоже, явно проигрывает, так это в том, что называется «мягкой силой». Если раньше это общественно-политическое пространство было объектом практически монопольного влияния России, то теперь приходится конкурировать с другими внешними игроками, в том числе с иностранными неправительственными организациями, которые активно работают на постсоветском пространстве. Скажем, применительно к Азербайджану речь прежде всего идет о Турции, имеющей с Азербайджаном близкие культурные и языковые традиции. Неслучайно нынешний президент Турции Тайип Реджеп Эрдоган провозгласил, что Турция и Азербайджан — это две страны, но один народ. Турция осуществляет в Азербайджане множество культурных и образовательных программ, молодые люди из республики едут учиться в турецкие университеты. В свою очередь, в Грузии растут проевропейские настроения. За сближение с Евросоюзом выступает более 80 процентов грузинского населения. Еще в 2017 году был установлен безвизовый режим между Грузией и Евросоюзом. В этом плане предпринятые недавно Москвой шаги по введению безвизового режима для граждан Грузии были правильными, но запоздалыми.

В Армении на фоне окончательной потери Карабаха некоторая часть общества с подачи премьера Никола Пашиняна склонна возлагать часть вины за это на Россию и присутствующих там миротворцев, что потенциально в обозримом будущем тоже может сработать на рост антироссийских и прозападных настроений.

Наконец, нельзя не отметить такой фактор, как неуклонный и мощный отток русского населения из республик Закавказья после распада Советского Союза. Так, в Грузии в 1970 году жили 510 тысяч русских, а к 2021-му осталось менее 75 тысяч. В Армении — 70 тысяч и менее 12 тысяч соответственно. В Азербайджане — 400 тысяч и до 100 тысяч. Даже в Степанакерте в 1989 году жили 2000 русских, но еще до нынешней войны не осталось почти никого.

Завершение многолетнего конфликта вокруг Нагорного Карабаха, притом молниеносной победой Азербайджана, за спиной которого стоит могущественная Турция, существенным образом меняет геополитическую ситуацию в Закавказье.

После того как Никол Пашинян столкнулся с массовыми протестами, он пытается переложить часть вины за свое поражение в Карабахе на Россию. На Генассамблее ООН из уст главы МИД Армении Арарата Мирзояна прозвучали предложения заменить российских миротворцев ооновскими, что, правда, юридически невозможно без согласия обеих сторон конфликта. Ереван также сделал целый ряд демонстративных жестов в сторону Запада, включая совместные учения с американцами в сентябре.

Хотя учения были незначительными по масштабам, они и ряд других действий, включая отзыв представителя Армении из ОДКБ на фоне усиления слухов о возможном выходе Армении из организации, вызвали явное раздражение Москвы. Где, впрочем, изначально не питали политических симпатий к Пашиняну как к политику, пришедшему к власти на волне уличных протестов. А тут еще в конце сентября в Армению приехала делегация USAID во главе с Самантой Пауэлл. Трудно придумать сейчас большего раздражителя для Москвы, чем представителей так называемой мягкой силы Америки на постсоветском пространстве. Разве что только уже непосредственно солдат НАТО.

Наконец, 24 сентября Пашинян выступил с резким заявлением, выразив готовность «возглавить движение за независимость», чтобы Армения не была «покорными задворками», явно имея в виду Россию. По его словам, события в Карабахе показали неэффективность систем безопасности, в которых участвует Армения. И это уже намек на бесполезность ОДКБ. В случае реализации угроз «этических чисток» в Карабахе всю ответственность он возложил на Азербайджан и российский миротворческий контингент. При том что оттуда на начало октября уже выехали более 100 тысяч армян из 120 тысяч там проживавших. Правда, бегство обошлось без кровопролития.

На это последовало жесткое заявление МИД РФ, где Пашиняну припомнили все — в ответ на «неприемлемые выпады против РФ». И то, что он «сознательно пытается обрушить связи с Россией и делает страну заложником геополитических игр Запада». И то, что «сознательно готовил республику к развороту от России», а посему «инспирируемые Западом и подстегиваемые официальным Ереваном деструктивные для собственной страны и наших союзнических отношений процессы носят не эпизодический, а системный характер». Отношения двух стран накалились до предела. И это в то время, когда мирный договор между Арменией и Азербайджаном по итогам урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта до сих пор так и не заключен. Остаются несколько неразрешенных вопросов.

Например, Баку настаивает на открытии так называемого Зангезурского коридора — транспортной артерии, которая связывает основную территорию Азербайджана с Нахичеванью, азербайджанским эксклавом, окруженным территорией Армении и Ирана. Она проходит практически по границе с Ираном через Сюникскую область Армении. В советское время там была железная и шоссейная дороги, но в результате Карабахской войны все было разрушено еще в 1990-е. Недавно президент Турции Эрдоган посетил с однодневным визитом Нахичевань. Вместе с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым они приняли участие в закладке газопровода Ыгдыр — Начихевань, который соединит Трансанатолийский газопровод, проходящий по территории Турции, с Нахичеванской Автономной Республикой. В перспективе этот же газопровод может дать газ в перешедший под контроль Азербайджана Карабах. А если после исчерпания этого конфликта отношения Армении с Турцией улучшатся, то у Еревана может возникнуть искушение отказаться от российского газа в пользу, например, турецкого или азербайджанского.

Пока трудно сказать, какую позицию займет Москва, если Азербайджан будет пытаться силой пробивать Зангезурский коридор. С одной стороны, на фоне резкого ухудшения отношений с Николом Пашиняном Москве будет относительно легко умыть руки, когда и если дело дойдет до выдвижения Еревану жесткого ультиматума со стороны Баку по Зангезурскому коридору, вплоть до отторжения части армянской территории. С другой — в глазах существенной части армянского общества это будет потерей лица со стороны России, которая, увы, не смогла предотвратить массовый исход армян из Нагорного Карабаха, не желая также ссориться с Азербайджаном и Турцией.

А возможно, и не захотела это сделать ввиду невыполнимости задачи. Поскольку Баку изначально ставил вопрос о том, что, во-первых, армяне не будут пользоваться там никакими правами автономии, даже теми, которые были у них в советское время. Во-вторых, что в Карабахе смогут остаться только те армяне, которые жили там на момент начала войны в начале 1990-х. Все остальные дома и жилища должны быть возвращены азербайджанскому населению, которое уже начало возвращаться в Карабах.

В то же время те силы, которые сейчас в Армении противостоят Пашиняну и, вероятно, связаны с правившим после обретения страной независимости «карабахским кланом», скорее всего предпочтут выждать, пока он окончательно потерпит поражение по карабахскому вопросу, чтобы уже потом перевернуть эту страницу истории и начать с новой. Возможно, уже без Пашиняна. Впрочем, отчаянное повышение ставок и усиление антироссийской риторики может сработать и на удержание им власти. Борьба за сохранение влияния России на Армению вступает, возможно, в свою драматическую фазу. Кроме того, в целом сохранение или ослабление позиции Москвы в регионе в решающей степени будет зависеть о того, как долго она еще будет отвлечена на конфликт на Украине и от того, чем и когда этот конфликт закончится.

КСТАТИ

Многие россияне путают Кавказ и Закавказье. По сути, Закавказье — это Южный Кавказ, геополитический регион, расположенный на границе Восточной Европы и Передней Азии. В пределах Закавказья расположены три государства: Армения, Азербайджан и Грузия. В этом же регионе находятся частично признанные государства: Республика Абхазия и Южная Осетия, независимость которых признана Россией и еще несколькими странами, а также непризнанная Нагорно-Карабахская Республика, которая с 1 января 2024 года должна прекратить свое существование. Закавказье граничит на севере с Российской Федерацией, на юге — с Турцией и Ираном, на западе омывается водами Черного моря, на востоке — Каспийского. Площадь Закавказья — 190 000 квадратных километров: примерно четыре Московских области плюс Москва. Когда речь идет о Кавказе, то, как правило, подразумевается Северный Кавказ, то есть семь российских регионов: республики Адыгея, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия — Алания, Ингушетия, Чечня и Дагестан, а также два края: Краснодарский и Ставропольский.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.