Молдавия — вторая Украина? Возможна ли война в Приднестровье
Сюжет:
Эксклюзивы ВМПрезидент Молдавии Майя Санду полагает, что у республики есть шанс до конца десятилетия стать частью Евросоюза, несмотря на наличие приднестровского конфликта. При этом молдавский язык больше не существует как государственный: парламент переименовал его в румынский. Общество раскололось. «Мы молдаване!», «Уважайте Конституцию!» — скандируют несогласные. Остальные, по сути, уже согласились считать себя румынами. «Пахнет» гражданской войной? Так ли это — выясняла «Вечерняя Москва».
В Молдавии назревает гражданский конфликт. Президент страны Майя Санду хочет затащить страну в Румынию.
— Я буду президентом европейской интеграции, выведу страну из международной изоляции и верну ей лицо перед внешними партнерами, — заявила Санду сразу после избрания в декабре 2020 года.
Что интересно, сама она имеет румынское гражданство и добилась переименования молдавского языка в румынский: весной этого года парламент принял соответствующее решение.
— К этому давно шло. Еще в 1990-е молдавский язык перешел с кириллицы на латиницу и остался на кириллице только в непризнанном Приднестровье, — рассказывает кандидат исторических наук, преподаватель МГУ Виктор Трефилов. — При этом, надо понимать, кириллический алфавит — исконный как для румынского, так и для молдавского языка. Румыны пользовались кириллицей вплоть до конца XIX века. Но как в Румынии в свое время была «евроинтеграция», так сейчас она идет и в Молдавии.
Аспирант кафедры философских наук Московского государственного лингвистического университета Анастасия Родионова добавляет: — Язык в Молдавии и Румынии очень похож — и лексически, и фонетически, и грамматически. Вопрос, какой язык считать государственным, следует ставить по-другому: «Кем себя считают живущие в Молдавии люди: молдаванами или румынами?» Это весьма острый и даже болезненный вопрос. В ответе на него общество раскололось.
По пути Армении и Грузии
Недавно были опубликованы результаты исследования румынского общественного мнения, проведенного социологической группой Avangarde. Согласно им, только треть опрошенных поддерживают объединение Румынии с Молдавией, а больше половины (54 процента) — против этого.
— По нашим данным, лишь от 7 до 11 процентов населения как в Молдавии, так и в Румынии хотят объединения двух стран, — заявил директор социологической компании Intellect Group Ян Лисневский. — Уже несколько лет отдельные политики пытаются создать иллюзию, что народы двух стран якобы хотят объединиться — дескать, это поможет решить многие проблемы. Ну, например, обеспечить Молдавии экономический рост и безопасность. Но даже постоянные усилия этих политиков не дают результата. Доля тех, кто хотя бы не против объединения, — от 20 до 30 процентов.
Политолог Григорий Савельев считает, что налицо разница между желанием элит — например президента и парламентского большинства — и молдавского общества.
— Одни тащат в Румынию, то есть фактически в Евросоюз, другие туда не очень-то хотят, — пояснил эксперт.
Молдавию, по его словам, пытаются вести по тому же пути, что в свое время вели Грузию, Украину и Армению.
— Схема одна и та же. Сначала в страну заходят всевозможные НКО, пропагандирующие западные ценности. Проще говоря, промывающие населению мозги. Затем либо в результате майдана, как в Грузии, Армении или на Украине, либо в результате «свободных» выборов к власти приводят «правильного» лидера, присягнувшего на верность США. Затем страну всеми силами пытаются вывести из-под влияния России. А в идеале — заставить с ней воевать.
Сначала так получилось с Грузией. Правда, надолго ее не хватило. Теперь воюет Украина. Молдавия — на очереди. В войну с РФ она, конечно, не вступит. А вот на Приднестровье, фактически российский анклав, ее всячески толкают. В том числе в рамках евроинтеграции. Попытка объединиться с Румынией — лишь предлог к войне против ПМР.
Заноза в спине ЕС
Приднестровская Молдавская Республика образовалась еще в 1990-м на территории Молдавии. В 1992-м ее попытались вернуть в состав страны, была война, но ПМР отстояла свою независимость. Площадью примерно в полторы Москвы и с численностью населения в 475 тысяч человек, она тем не менее настоящая заноза в спине Европы.
— Да, Приднестровье не Россия, но там стоит Оперативная группа наших войск. Бойцов там совсем немного — около 450 человек, однако есть и вооруженные силы ПМР численностью до семи тысяч человек. Плюс 80 тысяч — мобилизационный резерв, — рассказывает военный эксперт, полковник ВС РФ в отставке Андрей Земцев. — А еще там есть маленькое село Колбасна, где при выводе Западной группы советских войск из бывших стран Варшавского договора складировались все их арсеналы.
По сути, это самый крупный в Европе склад оружия и боеприпасов. Да, все старое, советское. Но таким вполне успешно воевала в прошлом и этом году Украина, пока все не кончилось. Так что вооружить Приднестровье есть чем, если, конечно, сам склад противник быстро не захватит.
Как пояснил эксперт, Приднестровье для Запада — это такая же опасность, как Калининградская область. Да, она оторвана от России, но там, во-первых, есть много наших военных, а во-вторых, она буквально вклинивается в Прибалтику и Польшу — только границу перейти. Ровно так же Приднестровье вклинивается в Румынию — страну НАТО.
— С точки зрения национальной безопасности Румынии выгодно, чтобы никакой ПМР под боком не было. Но нападать на нее румыны не будут, потому что она член НАТО, а НАТО не хочет воевать с Россией. Но если Приднестровье захватит Молдавия, восстанавливая, так сказать, территориальную целостность, Румыния будет только за, — пояснил Андрей Земцев. — Возможно, она Молдавии даже поможет, как сейчас весь НАТО помогает Украине.
Больше того, и Майя Санду хотела бы «приднестровский вопрос» решить. Ведь куда проще вступить в ЕС и даже НАТО, если у тебя нет неразрешенных территориальных споров.
И Санду, насколько я знаю, даже пытается убедить своих военных на Приднестровье напасть. Но они очень не хотят.
Как пояснил эксперт, причин тому несколько. Первая — слабость молдавской армии: около 6,5 тысячи личного состава и приблизительно 200 единиц бронетехники, большая часть которой не в лучшем состоянии. Вторая причина — пример соседней Украины, которая, воюя с ДНР и ЛНР, в конце концов стала воевать уже с Россией и сейчас фактически исчезает как государство.
— Молдавские военные не хотят воевать еще и потому, что их ждет либо смерть, либо отставка. Ведь если — ну представим — Молдавия вдруг победит Приднестровье и войдет в состав Румынии, то они из генералов независимого государства превратятся в военных пенсионеров чужого государства. Ведь никаких «молдавских» подразделений в румынской армии не будет. Будут только румынские и со своими проверенными командирами. А прежних попросят уйти на покой. Тем не менее Санду не оставляет попыток на генералов как-то повлиять.
Да, за этим ее и привели в президентское кресло.
«Соросенок» и этого не стесняется
51-летняя Майя Санду — строго прозападный политик. Больше того — ставленник глобалистской финансовой элиты. Еще в 1998-м, будучи 26-летней девушкой, она устроилась на работу консультантом в открывшееся в Кишиневе отделение Всемирного банка. Потом перешла в министерство экономики Молдавии и с 2009 года получала финансирование из Фонда Сороса (нежелательная в России организация). Затем училась в Гарварде и работала в Вашингтоне в качестве советника исполнительного директора Всемирного банка.
— По сути, она полностью встроилась в западные структуры — финансовые и политические, и очевидно, что именно их интересы стали для Санду приоритетом, — пояснил Григорий Савельев.
И Майя не подвела. Еще будучи министром образования, она поощряла уроки «секспросвета» в молдавских школах. А в октябре 2016 года лидеры местного ЛГБТ-движения призвали голосовать именно за Санду, когда та пошла в политику. Сама она после прихода к власти начала продвигать так называемые Марши солидарности — шествия секс-меньшинств по Кишиневу.
Ну а послом Молдавии в США стал открытый гомосексуалист Виорел Урсу. Сама Санду не замужем, и детей у нее нет. В республике ходят слухи, что повестка ЛГБТ ей близка еще и по личным мотивам, хотя сама Санду связь с разными «нетрадиционными» гражданами и гражданками категорически отрицает.
— Санду — это молдавский Пашинян и молдавский Саакашвили. Проще говоря, марионетка, проводник интересов западных элит. Ее — как Саакашвили и Пашиняна — волнует не столько благополучие своей страны, сколько возможность выполнить возложенную на нее миссию, — считает Григорий Савельев. — И она не одна такая. Все высшее руководство страны — граждане Румынии! Кстати, при получении румынского паспорта нужно произнести клятву: «Клянусь быть верным Родине и румынскому народу, защищать национальные права и интересы Румынии». Вывод, на кого эти люди работают, делайте сами.
Клятву верности Румынии в свое время произнесли экс-премьер республики Наталья Гаврилица, нынешний спикер парламента Игорь Гросу. Многие члены правительства, депутаты PAS — правящей партии и экс-глава Конституционного суда Домника Маноле тоже имеют румынский паспорт. И этот факт не скрывают.
А еще во всех министерствах и государственных ведомствах — вплоть до администрации президента — вполне официально работают западные советники.
— Разумеется, местные чиновники — просто «говорящие головы», которые озвучивают принятые не ими решения. А зачем бы тогда им советники? — рассуждает Григорий Савельев. — Таким образом, Молдавия сегодня — это маленькая Украина. Из-за своей территории, численности населения и размера экономики они не может стать «Украиной № 2». Поэтому ее хотят впихнуть в полностью контролируемую Западом Румынию. Если в ходе такого геополитического транзита она еще и устроит войну, будет просто замечательно. Запад будет счастлив, если России придется отвлечься на защиту Приднестровья — тогда снизится давление на Украину. Санду в этом направлении усердно работает.
КСТАТИ
Молдавия постоянно ставит вопрос вывода российских войск со своей территории. Об этом в интервью румынским СМИ заявила президент страны Майя Санду. По ее словам, причиной приднестровского конфликта стали действия России, которая «прислала людей, чтобы воспрепятствовать независимости Молдовы».
— Эта тема — вывод российских войск — постоянный аспект в нашей двухсторонней повестке с Российской Федерацией, но и тема, которую мы обсуждаем на всех международных форумах, чтобы получить поддержку от международного сообщества для вывода войск с нашей территории, — заявила Санду.
При этом президент Молдавии проигнорировала все встречи на уровне СНГ, где могла бы поговорить с президентом России Владимиром Путиным. Однако она приняла активнейшее участие в Крымской платформе — дипломатической инициативе Украины, призванной вернуть «проблему Крыма» в международную повестку дня и тем самым способствовать восстановлению контроля над Крымом Украины. Позиция Санду — отчетливо антироссийская.
ГЕОГРАФИЯ
Молдавия компактно расположилась между Украиной и Румынией в живописном междуречье Днестра и Прута. Площадь страны (включая Приднестровье) — 33 846 кв. километров — примерно на четверть меньше Подмосковья. Территория Молдавии простирается с севера на юг на 350 км, с запада на восток — на 150 км. Население — 2,6 миллиона человек. Молдавия входит в топ-20 стран мира по самой большой относительной численности женского населения. Большая часть мужчин — как на Украине, в Армении и других постсоветских странах — уехали на заработки в другие страны. Кроме молдаван в стране живут украинцы, русские, гагаузы, болгары. Наиболее распространенная конфессия — православие, приверженцы которого составляют 93,3 процента населения страны. На территории Молдавии действуют две параллельные православные юрисдикции: Бессарабская митрополия канонической Румынской церкви и более многочисленная Молдавско-Кишиневская митрополия (Православная церковь Молдовы) в юрисдикции Московского патриархата. Так что Молдавия в этом плане — между Румынией и Россией.