Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Какие существуют профилактические меры наркопреступлений?

Какие существуют профилактические меры наркопреступлений?

Как Москва встречала 9 мая

Как Москва встречала 9 мая

Соль

Соль

Что делать с закладчиками, если их увидел?

Что делать с закладчиками, если их увидел?

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Хрусталь

Хрусталь

Гагарин

Гагарин

Библиотеки

Библиотеки

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Европа готовится к войне: конфликт может начаться в Калининградской области

Сюжеты: 

Эксклюзивы ВМ Спецоперация на Украине
Политика
Международные военные учения Aurora в Швеции. В боевой экипировке, уже готовые к началу учений, рядом стоят шведский и финский солдаты
Международные военные учения Aurora в Швеции. В боевой экипировке, уже готовые к началу учений, рядом стоят шведский и финский солдаты / Фото: Anders Wiklund / EPA / ТАСС

В Европе проходят учения НАТО Steadfast Defender — крупнейшие со времен холодной войны. Задействованы около 90 тысяч военнослужащих всех видов и родов войск, более тысячи единиц наземной военной техники, включая 133 танка, 80 самолетов и 50 боевых кораблей. Штаб учений отрабатывает даже обмен ударами тактическим ядерным оружием. Европа «отрабатывает» войну с Россией — других противников у нее на континенте нет. Ждать ли самой войны? И если да, то когда?

Британское издание The Telegraph со ссылкой на военные источники опубликовала версию, как может развиваться война России с НАТО. По мнению авторов издания, Россия мобилизует 200 тысяч человек и пойдет в наступление этой весной. Затем, как считают британские военные, могут начаться протесты среди русскоязычного населения в странах Прибалтики. Россия и Белоруссия под предлогом протестов организуют военные учения с размещением в Калининграде. Зимой 2024/2025 года якобы начнутся бои за так называемый Сувалковский коридор — территорию, соединяющую основную часть России и Калининградскую область. Сувалковский коридор проходит по территории Латвии и Польши.

Сценарий можно назвать выдумкой журналистов, но о грядущей войне с Россией, к сожалению, говорят уже политики европейских стран и не только.

Генсек НАТО Йенс Столтенберг:

— Если Путин выиграет на Украине, есть реальный риск, что он повторно применит силу.

Глава военного комитета НАТО Роб Бауэр:

— Да, мы готовимся к конфликту с Россией. На тот случай, если дело дойдет до этого. Если они на нас нападут.

Премьер-министр Швеции Ульф Кристерссон:

— Может быть война. Я призываю шведов быть к ней готовыми и с оружием в руках и ценой жизни защищать свою страну.

Главнокомандующий вооруженными силами Норвегии Эйрик Кристофферсен:

— У НАТО есть два-три года, чтобы подготовиться к вооруженному конфликту с Россией.

Министр обороны Германии Борис Писториус:

— Нападение России на одну из западных стран сейчас маловероятно, но это может произойти через пять-восемь лет. Мы слышим угрозы из Кремля почти каждый день, поэтому мы должны принять во внимание, что Владимир Путин может однажды напасть на страну НАТО.

Где ждать провокации

Политолог Григорий Савельев считает, что у этих заявлений есть как минимум три цели.

— Первая — отвлечь общество от экономического кризиса, сплотив его против внешнего врага. Дескать, не думайте о росте цен на коммуналку, у нас тут война с Россией намечается.

Вторая цель — оправдать свою помощь Украине. Смотрите: Зеленский сейчас сдерживает русских, давайте и дальше его поддерживать. Третья — морально подготовить европейцев к реальной войне с РФ. Ведь они очень давно не воевали.

О том, как именно может начаться война, недавно заявил бывший замминистра национальной обороны Польши генерал Вальдемар Скшипчак. Он назвал Калининградскую область России «оккупированной территорией», которую НАТО «ликвидирует». Скшипчак также пригрозил, что в случае войны русской армии с НАТО Калининград будет главной целью для поражения. Генерал заверил, что в случае вооруженного конфликта Вашингтон не допустит того, чтобы официальная Москва продолжала управлять регионом и размещала там свою армию и силы ПВО для защиты.

— В приграничной зоне с Россией и Белоруссией сейчас строятся укрепления. Работы проводятся в мирное время, потому что после начала войны на них не будет времени! — завил генерал.

Военный эксперт, член Лиги военных дипломатов Игорь Забелин считает, что Скшипчак фактически озвучил сценарий начала войны.

— Сначала в западных СМИ нагнетается истерия по поводу того, что посреди Европы — рядом со странами Прибалтики и Польши — существует вооруженный до зубов российский анклав. По сути — плацдарм для нападения на Европу. Причем как по суше, так и по морю, ведь одна из баз Балтийского флота России находится в Калининградской области. Затем проводится мысль, что этот плацдарм нужно ослабить. Третий шаг: флот стран НАТО блокирует на Балтике наши военные корабли, а сухопутный транзит грузов в Калининградскую область через Прибалтику останавливается. Все, Калининградская область от «большой России» отрезана. И нам ничего не остается кроме как пробивать тот самый Сувалковский коридор — через Латвию или Польшу, чтобы разорвать блокаду. Эти действия — агрессия против стран НАТО. Снова «русские во всем виноваты», а Запад защищается от «орд орков».

При чем тут Байден

Григорий Савельев считает, что Европа во многом стала жертвой американской политики.

— Американцы сделали два беспроигрышных хода. Первый: разорвали экономические связи России и ЕС — взрыв «Северных потоков», санкции и т.д. Второй их ход — военно-экономическая поддержка Украины с последующим от нее отказом. Итог: Европа обеднела, а на ней к тому же камнем повисла Украина. Правительствам многих стран Запада, например германскому, нужно либо говорить «мы ошиблись» и уходить в отставку, либо самим вместо Украины воевать с русскими. История ровно такая же, как в Израиле, где премьер Нетаньяху готов «навсегда решить палестинский вопрос», только бы остаться у власти. У европейцев такая же ситуация. Поскольку они теперь бедные, а мириться с Россией не хотят, то единственный шанс вернуть прежнее экономическое благополучие — «окончательно решить русский вопрос» и получить доступ к дешевым ресурсам. Да, все понимают, что одолеть ядерную державу невозможно. Но можно продолжить войну на истощение в надежде, что русским надоест и они, как во время Первой мировой, устроят революцию. Или, как в 1991-м, просто развалят страну.

Силы сторон

Российская армия сейчас — первая по численности в Европе: свыше миллиона человек. На ее стороне — двухлетний опыт боевых действий и самый мощный в Европе ВПК. А что у европейцев?

— Начнем с того, воевать они готовы не все. Больше всего рвались поляки и прибалты, но, посмотрев на Украину, свой пыл резко умерили, — пояснил директор Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко. Игорь Забелин тем не менее считает, что в гипотетической войне с Россией могут принять участие три прибалтийские страны, Польша, Германия, Швеция и Финляндия. Две последние для этого в НАТО и вступили, чтобы не остаться с Россией один на один.

Наиболее сильна в этой компании Польша. Свою армию она планирует увеличить вдвое — до 300 тысяч человек и полностью перевооружить, — пояснил эксперт.

Вторая по мощи — армия Германии, бундесвер. В ней около 180 тысяч человек, включая женщин и санитарную службу. Третья — армия Финляндии. Формально она небольшая — около 20 тысяч человек. Но еще 280 тысяч — в резерве.

— А вот прибалтийские армии, согласно рейтингу Global Firepower Index 2024, заняли места с 85-го по 99-е, — рассказывает Игорь Забелин. — Российская армия, для сравнения, на втором месте после американской, а украинская — на 18-м. Конечно, все эти рейтинги условны, но представление о потенциальной силе вооруженных сил дают.

По мнению эксперта, перед европейскими странами сейчас стоит как минимум три проблемы.

— Первая: нехватка вооружений и боеприпасов. Все запасы отдали Украине, осталось не так много. А свой ВПК не очень развит. Не зря, например, та же Польша закупает средства ПВО в Штатах, а танки — в Южной Корее. Свое военное оборудование они производят, но для перевооружения армии — недостаточно, — пояснил Забелин. — Вторая проблема: у европейцев нет опыта. Последний раз они воевали в начале 1990-х в Ираке, но те вояки в массе своей уже на пенсии. Есть, конечно, наемники, побывавшие на Украине, но их в войсках в лучшем случае тысячи. А нужны сотни тысяч человек с боевым опытом. Третья проблема: у европейцев мало желающих воевать. Призыв большинство стран отменили, а нанять контрактников, как Россия, я думаю, будет куда сложнее. Просто у них другие люди, с другим воспитанием. Немец может смотреть, как мигрант насилует его подругу, и сообщить об этом в полицию — вот такие они сейчас. Не воинственные.

Отдельная проблема, как считает эксперт, военная доктрина стран НАТО.

— Вспомните украинский «контрнаступ». В него шли подготовленные инструкторами НАТО на полигонах НАТО и на западной технике бойцы ВСУ. Итог мы все знаем — неудача полная и под сотню тысяч убитых, — пояснил Забелин. — Что значит? Что учили не те, не тому и не так. Учили устаревшей тактике. А новой у них пока нет. У нас есть, у них — нет. В теории они знают, как нужно воевать — украинской опыт, конечно, тщательно изучается. А на практике, в боевых условиях, не смогут ничего.

Опыт должен быть, во-первых, личным, а во-вторых, на уровне не только командиров, но и бойцов. Я думаю, они там в НАТО не дураки, и эти моменты понимают.

Враги объединяются?

Политолог Максим Шевченко уверен, что война с Европой тем не менее — «реальная угроза».

— Во-первых, Европа так устроена, что, как только она начинает считать Россию слабой, она всегда идет на восток. Так было при Наполеоне, так было при Гитлере. Во-вторых, сейчас Европа объединяется, то есть пытается перейти от конфедерации — Европейского союза, к федерации, то есть фактически к европейской империи. Поэтому вероятность войны между Россией и объединенной Европой велика.

Григорий Савельев не согласен:

— Евросоюз скорее развалится, чем объединится. Вспомните, как долго они пытались согласовать помощь Украине и еле-еле согласовали.

А когда речь зашла о создании объединенной армии ЕС, разговоры об этом быстро закончились. Штаты не для того создавали НАТО, чтобы появилась отдельная, неподконтрольная им армия ЕС. Ведь где неподконтрольная армия, там быстро неподконтрольная страна или группа стран. Нет, новый и сильный политический игрок Штатам точно не нужен. Саму идею объединения ЕС, даже в борьбе с Россией, они будут душить. И нам нужно играть на противоречиях США и Евросоюза. Ведь они и сейчас не едины.

По мнению эксперта, России, однако, необходимо готовиться к военному противостоянию с Европой. И лучше всего это делать, демонстрируя успехи на Украине.

— Поляки, главные русофобы Европы, летом 2022 года были «в пяти минутах» от ввода войск на Украину. А сейчас об этом даже не заикаются, говорят об отражении потенциальной российской агрессии. Почему? Видят, что Россия стала существенно сильнее. И если с украинцами мы еще церемонимся, не стираем города в пыль, то со странами НАТО готовы даже тактическое ядерное оружие применить. Пока это останавливает. Но надолго ли — понять сложно. Как говорится, надеяться нужно на лучшее, а готовиться к худшему, — пояснил эксперт.

ИСТОРИЯ

За последние 500 лет Россия воевала с 26 странами. В общей сложности дольше всего со Швецией — более 80 лет. С Польшей, в совокупности, мы воевали 65 лет, проведя аж 11 войн, считая оккупацию по Молотова–Риббентропа, которая носила все признаки войны, включая пленных и их расстрел. С Литвой воевали 55 лет в шести войнах. Турция и Крымское ханство, если их объединить, воевали с нами, и вместе и поодиночке, почти 90 лет в 20 войнах. СССР в общей сложности воевал 59 лет — большую часть своего существования. Дольше всех — в Афганистане: почти 10 лет. Таким образом, большую часть истории Россия и Советский Союз провели в военных конфликтах. В основном — с соседями. При этом были военные столкновения с Францией, Германией, Англией, США (интервенция во время Гражданской войны). В общем, воевать для нас — дело привычное.

КСТАТИ

Замглавы Совбеза России Дмитрий Медведев высказался на тему войны РФ и Европы: «Россия многократно говорила об отсутствии планов конфликта со странами НАТО и ЕС. Но если, не дай бог, такая война случится, то она не пойдет по сценарию СВО.

Она не будет вестись в окопах с применением артиллерии, бронетехники, дронов и средств РЭБ. НАТО — огромный военный блок, население стран Альянса — почти 1 миллиард человек, а их совокупный военный бюджет может достигать полутора триллионов долларов. Поэтому, ввиду несопоставимости наших военных потенциалов, у нас просто не останется выбора. Ответ будет асимметричным. Будут использованы баллистические и крылатые ракеты со специальными боеголовками. Это основано на нашей военной доктрине и хорошо известно всем. И это и есть тот самый пресловутый Апокалипсис. Конец всему».

Угроза становится вполне реальной

Сергей Марков, директор института политических исследований:

— Истерия «скоро война» нагнетается по нескольким причинам. Первая: Европа хочет восстановить свой ВПК. Ведь свои склады боеприпасов они опустошили, чтобы помочь Украине, а значит, их нужно наполнить — и для помощи Украине, и для своих армий. Ну вот и ведется информационная кампания, оправдывающая рост военных расходов. Вторая причина истерии: европейцы поняли, что «война будущего» — это не полицейская операция силами спецназа, как планировалось. Это столкновение двух больших армий, как на Украине. А значит, эти армии придется создавать.

Возможно, даже возвращая призыв, от которого многие страны отказались. Повод — ждем агрессии со стороны России. Третья причина — они реально боятся нападения. Вот, например, недавно было объявлено, что ВСУ поставляют американские истребители F-16. Взлетать с аэродромов Украины они не могут — там нет идеально гладкой взлетно-посадочной полосы. Плюс по этим аэродромам Россия может легко нанести удары, как уже не раз бывало, и западную технику пожечь. Поэтому, по всей видимости, F-16 будут взлетать с аэродромов Румынии или Польши.

Россия уже не раз заявляла, что в этом случае мы будем наносить удары по аэродромам третьих стран, несмотря на то что они на территории государств НАТО. Таким образом, военный конфликт действительно может быть масштабирован. Европа это прекрасно понимает и готовится. Я не думаю, что они хотят с нами воевать. Подозреваю, что они боятся.

И прежде всего — нашего тактического ядерного оружия, способного уничтожить европейские города. Но ведь перед началом Первой мировой войны тоже никто воевать не хотел! Но постепенно, шаг за шагом, втянулись многие. Так что ситуация опасная.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.